Воспитание у детей навыков безопасного стиля жизни
Шабалина Валентина Анатольевна, Воспитатель МБДОУ «ДС №263 г. Челябинска»
Большинство детей нашей страны в семь лет идут в школу. Это переломный момент не только в жизни самого ребёнка, но и в жизни его родителей.
Переход ребёнка в школу – сложное, многогранное явление. Дети ушли в школу. А их родители, в большинстве своем работают, с тревогой ждут их – ведь даже путь из школы домой в наше время далеко не безопасен. Поэтому сегодня актуальными становятся вопросы воспитания у детей навыков безопасного стиля жизни, способности предвидеть опасные события и уметь по возможности избегать их, а при необходимости действовать.
Все мы – родители, педагоги и воспитатели нашего детского сада — пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Многие травмы в детстве можно предотвратить, если дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения; научить адекватно осознано действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте; развивать у детей самостоятельность и ответственность. При этом важно научить ребенка объяснить собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вел себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом чувствует, тогда лучше сможет понять, что он делает не так. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.
Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.
Опорой для педагогов нашего дошкольного учреждения при планировании педагогического процесса стало учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста под редакцией Н.Н. Авдеева и Р.Б. Стеркиной.
Основные разделы программы.
- Устройство проезжей части
- «зебра, светофор и другие дорожные знаки для пешеходов»
- Дорожные знаки для водителей и пешеходов
- О работе ГИБДД
- Милиционер – регулировщик
- Правила поведения в транспорте
- Если ребенок потерялся на улице
Все педагоги нашего дошкольного учреждения знакомят детей с правилами поведения на улицах, рассказывают о правилах дорожного движения, объясняют, для чего предназначены тротуары, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города, и закрепляют представления детей о предназначении светофора.
Обучение правилам дорожного движения – сложный и многоплановый процесс, который не должен сводится лишь к подаче общеизвестных правил. Дети на занятиях должны быть не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса. Занятия только тогда дадут положительные результаты и оставят след в сознание ребенка, когда они будут интересными, творческими и эмоционально окрашенными.
Как же сделать эти занятия с детьми захватывающими веселыми, понятными и доступными? Что нужно сделать, чтобы ребенок не просто затвердил правила собственной безопасности, но и задумался над тем, что должен сам отвечать за свою безопасность и безопасность окружающих его людей, животных, растений?
Наш многолетний опыт работы подсказывает, что любые творческие направления (рисунок, лепка, работа с природными материалами, экскурсии, песенное – музыкальное творчество, хореография), все приносит ощутимую пользу. Мы устраивали выставки поделок, проводили конкурсы на лучшее выполнение домашнего задания приготовленного вместе с родителями. Дети тянуться ко всему зрелищному, яркому, музыкальному: это и кукольные представления; и небольшие сценки драматизации; просмотр мультфильмов; развлечения, и праздники и т.д. Нашими педагогами были разработаны интересные сценарии праздников и развлечений: «Красный. Желтый. Зеленый», «Проезжай – не зевай!», «Командует Светофор» и «В гостях у Светофорика».
Дети учатся, подражая окружающим, и моделируют свое поведение, глядя прежде сего на родителей. Значит очень важно проводить разъяснительную работу с родителями наших воспитанников. С этой целью мы проводим такие мероприятия как анкетирование родителей, тестирование на тему: «Откуда опасность?»; в группах оформлены стенды для ознакомления родителей с информацией по ПДД, собран богатый материал для проведения консультаций для родителей по темам:
- «Запомни эти правила»
- «Игры и упражнения для развития подвижности нервных процессов»
- «Основные принципы обучения детей основам «дорожной грамоты»
- «Памятка для закрепления знаний детей о правилах дорожного движения и сигнала светофора»
- «Памятка для закрепления и усвоения правил поведения на улице и в транспорте»
- «Правила поведения при сезонных изменениях погоды»
- «Роль семьи в профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»
и т.д.
Для родителей в некоторых группах ведется выпуск тематических газет под названием «Оранжевый Ёжик» в них родители можно прочитать и увидеть проведенную работу по изучению ПДД с их дорогими детьми.
|