|
Влечения к жизниКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 2797 Влечения к жизни
Нем.: Lebenstriebe. — Франц.: pulsions de vie. — Англ.: life instincts. — Исп.: instintos de vida. — Итал.: istinti или pulsioni di vita. — Португ.: impulsos или pulsoes de vida. • Большая группа влечений, противопоставляемых в последней теории Фрейда влечениям к смерти. Они тяготеют к образованию и поддержанию более крупных единств. Влечения к жизни, обозначаемые также термином "Эрос", — это не только сексуальные влечения в собственном смысле слова, но и влечения к самосохранению. • Именно в работе "По ту сторону принципа удовольствия" (Jenseits des Lustprinzips, 1920) Фрейд ввел то мощное противопоставление между влечениями к смерти и влечениями к жизни, которое отныне постоянно присутствовало в его творчестве. Влечения к смерти направлены на разрушение живых организмов, на полное устранение напряжений, они устремлены к некоему, так сказать, неорганическому состоянию полного покоя. Влечения к жизни направлены не только на сохранение уже существующих живых организмов, но и на создание на их основе более крупных единств. Таким образом, даже на клеточном уровне существует тенденция к созданию и сохранению связи между частями живой субстанции" (1а). Эта тенденция обнаруживается в индивидуальных организмах, стремящихся сохранить свою целостность и свое существование (влечения к самосохранению, нарциссическое либидо). Сексуальность в своих явных формах выступает как основа связи (связи индивидов при половом акте, связи гамет при оплодотворении). Чтобы понять, что имел в виду Фрейд под влечениями к жизни, лучше всего рассматривать их по контрасту с влечениями к смерти: эти два противоположных типа влечений, или два начала, предстают в физическом мире (притяжение — отталкивание) как основа жизни (анаболизм — катаболизм). Этот новый дуализм влечений порождает ряд проблем: 1) введенное Фрейдом понятие влечения к смерти было связано с размышлениями о сущности влечения как такового — о возврате к предшествующему состоянию. В эволюционистской перспективе, к которой явно склонялся Фрейд, эта регрессивная тенденция может быть направлена лишь на восстановление менее дифференцированных и менее организованных форм, лишенных, в конечном счете, даже энергетических различий. Эта тенденция выражается, прежде всего, влечением к смерти; напротив, влечение к жизни определяется противонаправленным движением к установлению и поддержанию наиболее дифференцированных и организованных форм, постоянством и даже увеличением энергетических различий между организмом и средой. Фрейд признавался, что не может показать, что именно делает влечения к жизни разновидностью влечения как такового с его консервативностью и даже регрессивной направленностью. "К Эросу (любовному влечению) мы не можем подойти с той же меркой: это означало бы, что живая субстанция, которая поначалу сложилась в единство, затем разложившееся, ныне вновь стремится образовать единство" (2а). И потому Фрейд обратился к мифу, рассказанному Аристофаном в Платоновом "Пире": согласно этому мифу, сексуальная связь восстанавливает утраченное единство существа, которое поначалу, до разделения полов, было андрогинным" (1b). 2) На уровне принципов функционирования психики сообразно с двумя главными группами влечений вновь возникает та же противоположность и та же сложность: принцип Нирваны, соответствующий влечениям к смерти, определен достаточно четко, а вот принцип удовольствия (и в измененном виде — принцип реальности) как представитель влечений к жизни с трудом поддается вычленению на уровне экономики, так что Фрейд дает ему новое "качественное" определение (см.: Принцип удовольствия, Принцип постоянства). Согласно последним формулировкам Фрейда ("Очерк психоанализа" [Abriss der Psychoanalyse], 1938), в основе влечений к жизни лежит принцип связывания. "Эрос — это связь; цель его — создавать и сохранять все более крупные единства, тогда как цель влечения к смерти, наоборот, — в том, чтобы разрывать связи и тем самым разрушать предметы" (2b). Как мы видим, на уровне экономики влечения к жизни тоже плохо согласуются с энергетической моделью влечения как тендеции к устранению напряжений. Подчас (3) Фрейд даже противопоставлял Эрос другим влечениям с присущим им консерватизмом. 3) Наконец, увидев во влечениях к жизни то, что он ранее называл сексуальным влечением, Фрейд задумался о том, не связано ли это с переменой места сексуальности в дуальной структуре, В главных парах противоположностей у Фрейда (свободная энергия — связанная энергия, первичный процесс — вторичный процесс, принцип удовольствия — принцип реальности, а также в "Наброске научной психологии" [Entwurf einer Psychologie, 1895] принцип инерции — принцип постоянства) сексуальность как разрушительная сила соотносилась скорее с первьми терминами. C возникновением нового дуализма влечений "первичной", "демонической" силой, основой всякого влечения стало именно влечение к смерти, тогда как сексуальность парадоксальным образом превратилась в объединяющую силу. (1) Freud (S.). a) G.W., XIII, 66, n.; S.E., XVIII, 60, n.; франц., 70, n. —b) Cf. G.W., XIII, 62—63; S.E., XVIII, 57—58; франц., 66—67. (2) Freud (S.). Abriss der Psychoanalyse, 1938. — a) G.W., XVII, 71; S.E., XXIII, 149; франц. 8. — b) G.W., XVII, 71; S.E., XXIII, 148; франц., 8. (3) Cf. Freud (S.). Das Unbehagen in der Kultur, 1930. G.W., XIV, 477, n.; S.E., XXII, 118, n.2; франц., 54, n.2. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|