|
Влечение к овладениюКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 2737 Влечение к овладению
Нем.: Bemachtigungstrieb. — Франц.: pulsion d'emprise. — Англ.: instinct to master (или for mastery). — Исп.: instinto de dominio. — Итал.: istinto или pulsione d' impossessamento. — Португ.: impulso или pulsao de apposarse. • Не поддающееся точному определению выражение, несколько раз использованное Фрейдом. Он имел в виду несексуальное и лишь вторично связанное с сексуальностью влечение, цель которого — силою овладеть объектом. • Немецкое слово Bemachtigungstrieb трудно поддается переводу (а). Обычно оно переводится на французский язык как maitrise или instinct de possession, что не вполне удачно: ведь maitrise предполагает контроль и господство, possession — обладание и сохранение, тогда как sich bemachtigen означает захват силой. Нам представляется, что французский вариант pulsion d'emprise (б) лучше учитывает эти смысловые оттенки. Что означает для Фрейда это влечение? В его работах речь идет о двух способах понимания проблемы: 1) в текстах, предшествовавших "По ту сторону принципа удовольствия" (Jenseits des Lustprinzips, 1920), Bemachtigungstrieb описывалось как несексуальное влечение, которое лишь позднее связывается с сексуальностью: поначалу оно направлено на внешние объекты и выступает как основа детской жестокости. Фрейд впервые говорит об этом влечении в "Трех очерках по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905); источником детской жестокости выступает здесь влечение к овладению, первоначальной целью которого вовсе не было причинение страданий другому человеку, — этот момент просто не принимался в расчет на той стадии, которая предшествовала как состраданию, так и садизму (1а). Влечение к овладению считается независимым от сексуальности, "даже если на ранних стадиях оно соотносилось с нею благодаря связи их источников" (1b). В "Предрасположенности к неврозу навязчивости" (Die Disposition zur Zwangsneurose, 1913) вопрос о влечении к овладению встает в связи с отношением активность — пассивность*, преобладающим на анально-садической стадии: пассивность связана с анальным эротизмом*, а "...активность — с влечением к овладению в широком смысле слова: мы называем его садизмом, если оно подчинено сексуальному влечению" (2). Вновь обращаясь в "Трех очерках" (издание 1915 г.) к проблеме активности и пассивности на анально-садической стадии, Фрейд утверждал, что опорой влечения к овладению служит мышечная система. Наконец, во "Влечениях и судьбах влечений" (Triebe und Triebschicksale, 1915), где Фрейд впервые четко представил проблему садомазохизма*, в качестве главной цели "садизма" выступает унижение объекта, покорение его силой (Uberwaltigung). Страдание другого человека не было первоначальной целью; причинение боли при сексуальном общении становится целью лишь при мазохизме: садизм в эрогенном смысле слова — это как бы следствие вторичного обращения мазохизма на объект. 2) В работе "По ту сторону принципа удовольствия" понятие влечения к смерти* приводит к иной постановке проблемы влечения к овладению. Происхождение садизма отныне описывается как обращение на объект самого влечения к смерти, обычно направленного на разрушение субъекта: "Быть может, садизм — это и есть, собственно говоря, влечение к смерти, отторгнутое от Я воздействием нарциссического либидо и потому способное проявиться лишь в отношении к объекту? Отныне оно подчинено сексуальной функции" (3а). Что же касается целей мазохизма и садизма, отныне представших как перипетии влечения к смерти, то акцент отныне ставится уже не на овладение, а на разрушение. Что происходит потом с этой властью над объектом? Она более не связана с каким-то особым влечением, но проявляется как разновидность влечения к смерти, подчиненного сексуальному влечению: "На оральной стадии либидинальной организации любовное овладение объектом (Liebesbemachtigung) совпадает с его уничтожением, затем садическое влечение обособляется в нечто самостоятельное и, наконец, на генитальной стадии, нацеленной на размножение, оно принимает на себя функцию такого овладения сексуальным объектом, которое необходимо для совершения полового акта" (Зb). *
Отметим, что наряду с понятием Bemachtigung Фрейд нередко использует близкое по значению понятие покорения — Bewaltigung. Это слово, которое мы предлагаем переводить на французский язык как maitrise, обычно обозначает у Фрейда способность справиться с возбуждением — независимо от того, порождается ли оно собственными влечениями или же связывает их извне (см.: Связывание, связанность) (в). Однако строгого терминологического разграничения между этими терминами не проводится, в особенности, потому, что между властью над объектом и властью над собственным возбуждением существует, с точки зрения психоанализа, несколько точек пересечения. Так, рассматривая в "По ту сторону принципа удовольствия" роль повторений в детской игре, Фрейд, в частности, предполагает, что "...это побуждение можно было бы объяснить влечением к овладению"... (Зс). В данном случае овладение объектом, символически подчиненным субъекту, осуществляется одновременно с процессом связывания травматического воспоминания с его энергетической нагрузкой.
*
Одним из немногих авторов, кто попытался использовать и развить замечания Фрейда о понятии Bemachtigung, был Ив Хендрик, который в ряде своих статей вполне правомерно ввел эту проблему в рамки генетической психологии Я и исследования процессов обучения (learning). В целом он считал, что:
1) существует некий instinct to master или потребность в овладении окружением, на которую психоаналитики не обратили внимания, увлекшись изучением механизмов поиска удовольствия. Речь идет о "врожденном влечении к действию и к обучению действию" (4а); 2) это влечение изначально лишено сексуального характера; лишь впоследствии, в связи с садизмом, оно может приносить удовольствие; 3) это влечение предполагает особое удовольствие — от успешного выполнения действия: "...изначальное удовольствие ищется в успешном выполнении центральной нервной системой функций, направленных на обеспечение целостности Я, что позволяет индивиду управлять своим окружением и изменять его" (5а); 4) почему мы должны говорить об "инстинкте" к овладению, а, скажем, не о Я как особой организации, обеспечивающей такие способы получения удовольствия, которые не сводятся к удовлетворению инстинктов? Когда Хендрик призывает к "построению понятия, способного объяснить, какие силы приводят Я в действие" (6), об "определении Я в терминах влечения" (4b), речь идет, по сути, именно об "...инстинкте в его психоаналитическом понимании, т.е. о биологическом источнике напряжений, побуждающем к действию по определенньм схемам (patterns)" (5b). Такое понимание сходно со смыслом влечения к овладению у Фрейда; однако, по сути, Хендрик имеет дело с овладением во второй степени, предполагающим усиление контроля над самим действием. Впрочем, и сам Фрейд приходил к мысли о существовании влечения к овладению, об изначальном стремлении к овладению самим собой, усматривая его основу "в попытках ребенка владеть (Неrr werden) своим телом" (7). а) Во французских переводах вычленить это понятие трудно, поскольку одно и то же слово переводилось по-разному. б) Такой перевод мы видим у Грюнберга (8). в) В этом смысле термин Bewaltigung используется в ряде текстов Фрейда (9). В других местах встречаются и такие термины, как bandigen (укрощать) и Triebbeherrschung (овладение влечением) (10). (1) Freud (S.). а) Сf. G.W., V, 93—94; S.E., VII, 192—193; франц., 89. —b) G.W., V, 94; S.E., VII, 193. n.l: франц., 89. (2) Freud (S.). G.W., VIII, 448: S.E., XII, 322; франц., 443. (3) Freud (S.). a) G.W., XIII, 58; S.E., XVIII, 54; франц., 62. —b) G.W., XIII, 58; S.E., XVII, 54; франц., 62. —с) G.W., XIII, 14: S.E., XVIII, 16; франц., 15. (4) Hendrick (I.). Instinct and the ego during infancy, 1942. In: Psychoanalytic Quarterly, XI, 40. (5) Hendrick (I.) Work and the pleasure principle, 1943. In: Psychoanalytic Quarterly, XII. — a) 311. — b)314. (6) Hendrick (I.). The Discussion of "the instinct to master", 1943. In: Psychoanalytic Quarterly, XII, 563. (7) Freud (S.). Triebe und Triebschicksale, 1915. G.W., X, 223; S.E., XIV, 130; франц., 49. (8) Grunberger (В.). In: R.F.P., 1960, 24, n. 2, 143. (9) Ср., например: Freud (S.). Uber die Berechtigung, von der Neurasthenie einen bestimmten Symptomenkomplex als "Angstneurose" abzutrennen, 1895. G.W., I, 336 и 338; S.E., III, 110 и 112. Zur Einfuhrung des Narzissmus, 1914. G.W., X, 152; S.E., IV, 85—86. Aus der Geschichte einer infantilen Neurose, 1918. G.W., XII, 83—84; S.E., XVII, 54—55; франц., 364. (10) Cf. Freud (S.). Die endliche und die unendliche Analyse, 1937. G.W., XVI, 69 и 74; S.E., XXIII, 225 и 229—230; франц., 12. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|