Влечение

Категория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 2726



Влечение
     Нем.: Trieb. — Франц.: pulsion. — Англ.: instinkt или drive. — Исп.: instinto. — Итал.: istinto или pulsione. — Португ.: impulso или pulsao.
     • Динамический процесс, при котором некоторое давление (энергетический заряд, движущая сила) подталкивает организм к некоторой цели. По Фрейду, источником влечения является телесное возбуждение (состояние напряжения); эта цель достигается в объекте влечения или благодаря этому объекту.
     • I. С терминологической точки зрения, понятие влечения (pulsion) введено во французских переводах Фрейда как эквивалент немецкого Trieb, чтобы избежать ассоциаций, связанных с употреблением таких более традиционных понятий, как instinct и tendance. Такое употребление, хотя оно и не всегда соблюдается, тем не менее, оправданно.
     1) В немецком языке влечение обозначается двумя словами: Instinkt и Trieb. Слово Trieb — германского происхождения, употребляется давно и связано по смыслу с "толчком" (treiben — толкать); при этом подчеркивается не какая-то конкретная цель или объект, но скорее общая направленность движения и невозможность противостоять толчку.
Некоторые авторы не различают термины Instinkt и Trieb (а), другие — проводят между ними различие, называя "инстинктом" (например, в зоологии) устойчиво наследуемое поведение, присущее, почти без изменений, всем животным одного вида (1).
     2) Фрейд употреблял и четко разграничивал два различных термина. Говоря об инстинкте, он имел в виду биологически наследуемое поведение животных, характерное для вида в целом, развертывающееся по заранее определенным схемам и приспособленное к объекту (см.: Инстинкт).
     Во французском языке слово "инстинкт" имеет те же смысловые оттенки, что и Instinkt у Фрейда, и потому, как нам представляется, его можно сохранить при переводе; если же, однако, использовать его для перевода немецкого Trieb, мысль Фрейда окажется искаженной.
     Французское слово pulsion не является органичной частью обыденного языка, однако имеет смысловой оттенок, связанный с "толчком".
     В Standard Edition немецкое Trieb переводится как instinct, a другие лексические возможности (drive, urge) отсекаются (б). Этот вопрос обсуждается в общем введении к первому тому Standard Edition.
     II. Хотя слово Trieb появляется в текстах Фрейда лишь в 1905 г., это экономическое понятие восходит к давнему разграничению между двумя типами возбуждения (Reiz), от которых организм, согласно принципу постоянства, должен освобождаться. Наряду с внешними возбуждениями, от которых субъект может укрыться или защититься, существует и постоянный прилив возбуждения из внутренних источников: поскольку организм не в состоянии избежать этих возбуждений, они становятся пружиной функционирования психического аппарата.
     В "Трех очерках по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905), где впервые вводится понятие Trieb, появляются также разграничения между источником, объектом и целью влечения, которые с этого момента станут у Фрейда постоянными.
     Фрейдовское понятие влечения вырабатывалось на основе изучения человеческой сексуальности. Исследование извращений и различных форм детской сексуальности позволило Фрейду опровергнуть обыденное мнение, согласно которому сексуальное влечение имеет особую цель и объект и локализуется в возбуждениях половых органов и самом их функционировании. Фрейд показал переменчивость и условность объекта, который приобретает определенную форму, лишь претерпев в человеческой истории многочисленные превращения. Он выявил также многообразие и раздробленность целей влечений (см.:Влечение частичное), их связь с определенными соматическими источниками, эрогенными зонами, разнообразие которых позволяет им поочередно выполнять (а иногда и сохранять) ведущую роль в жизни субъекта, причем частичные влечения не зависят от генитальной области и могут включаться в коитус лишь в результате сложной эволюции, выходящей за рамки процесса биологического созревания.
     Наконец, последний аспект влечения у Фрейда — это сила как количественный, экономический фактор, как "побуждение психического аппарата к работе" (2а). Именно во "Влечениях и судьбах влечений" (Triebe und Triebschicksale, 1915) Фрейд соединил эти четыре аспекта — силу, источник, объект, цель — в общем определении влечения (2b).
     III. Где место этой силы, которая давит на организм изнутри, побуждая его к действиям, способным вызвать разрядку возбуждения? Что это — телесная сила или психическая энергия? Фрейд по-разному отвечает на этот вопрос, определив влечение как "пограничное понятие между психикой и соматикой" (3). Фрейд связывает его с понятием "репрезентатора", или, иначе, представителя соматики в психике. Этот вопрос более подробно рассматривается в нашем комментарии к статье "Репрезентация (-тор) психическая (-ий)".
     IV. Хотя, как было показано, понятие влечения строится на основе сексуальности, в теории Фрейда сексуальное влечение сразу же противопоставляется другим влечениям. Как известно, теория влечений у Фрейда всегда была дуалистической: первый дуализм — это противоположность сексуальных влечений и влечений Я или влечений к самосохранению, причем под влечениями к самосохранению Фрейд понимает жизненно важные потребности и функции: их прообразом являются голод и функция пищеварения.
     Это противопоставление, по Фрейду, присутствовало уже в самих истоках сексуальности, когда сексуальная функция отделилась от функций самосохранения, к которым она поначалу примыкала (см.: Примыкание). В этой противоположности — вся суть психического конфликта, при котором Я обретает во влечении к самосохранению большую часть энергии, нужной ему для защиты от сексуальности.
     Второй дуализм влечений вводится в работе "По ту сторону принципа удовольствия" (Jenseits des Lustprinzips, 1920), где противопоставление влечений к жизни влечениям к смерти изменяет роль и место влечений в конфликте.
     1) Конфликт на уровне топики (между защитной инстанцией и вытесненной инстанцией) не совпадает с конфликтом влечений, поскольку Оно мыслится как источник обоих типов влечений. Свою энергию Я черпает из общего источника, прежде всего в виде "десексуализированной и сублимированной" энергии.
     2) Эти два основных типа влечений в последней фрейдовской теории представляют собой не столько конкретные побуждения, связанные с функционированием организма, сколько основополагающие принципы его деятельности: "Влечениями называются те силы, которые, как мы полагаем, лежат в основе напряжений, порождаемых потребностями Оно" (4). Этот сдвиг акцента особенно ярко проявляется в знаменитом отрывке: "Теория влечений — это, так сказать, наша мифология. Влечения — это мифические существа, величественные в своей неопределенности" (5).
*
      Как ясно из этого краткого обзора, фрейдовский подход приводит к перевороту в традиционном понимании инстинкта. Это происходит одновременно в двух направлениях. С одной стороны, понятие "частичного влечения" подчеркивает мысль о том, что сексуальное влечение существует поначалу в "полиморфном" состоянии и направлено на подавление телесного напряжения, что оно связано в истории субъекта с репрезентаторами влечений, определяющими объект и способ удовлетворения: у влечения, этого поначалу неопределенного внутреннего натиска, есть своя судьба, придающая ему в высшей степени индивидуализированные черты. Однако, в отличие от создателей теории инстинктов, Фрейд далек от поисков биологической основы каждого отдельного вида деятельности: все проявления влечений он сводит к основоположному мифическому противопоставлению Голода и Любви, а затем Любви и Вражды.
     а) Ср., например, "Понятие инстинкта прежде и теперь" (Der Begriff des Instinktes einst und jetzt, Iena, 3 ed., 1920), где Циглер говорит то о "родовом влечении" (Geschlechtstrieb), то о "родовом инстинкте" (Geschlechtsinstinkt).
     б) Некоторые авторы, пишущие по-английски, предпочитают переводить Trieb словом drive (6).
     (1) Cf. Hempelmann (F.). Tierpsychologie, Akademische Verlaggesellschaft, Leipzig, 1926. Passim.
     (2) Freud (S.). Triebe und Triebschicksale, 1915. — a) G.W., X, 214; S.E., XIV, 122; франц., 33. —b) G.W., X, 214—215; S.E., XIV, 122; франц., 33—34.
     (3) Freud (S.)..Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905. G.W., V, 67; S.E., VII, 168; франц., 56.
     (4) Freud (S.). Abriss der Psychoanalyse, 1938. G.W., XVII, 70; S.E., XXIII, 148; франц., 130.
     (5) Freud (S.). Neue Folge derVorlesungen zur Einfuhrung in die Psychoanalyse, 1932. G.W., XV, 101; S.E., XXII, 95; франц., 130.
     (6) См., например: Kris (E.), Hartmann (H.), Loewenstein (R.). Notes on the theory of Aggression. In: Psychoanalytic Study of the Child, 1946, III—IV, 12—13.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Влечение к агрессии
  • Влечение к разрушению
  • Давление (влечений); pressure
  • Влечение частичное
  • Влечение сексуальное
  • Влечения к самосохранению
  • Импульс влечения; instinctual impulse
  • Инстинкт; instinct
  • Источник влечения; source of the instinct
  • Догенитальный; pregenital
  • Влечения к жизни
  • Выбор объекта по примыканию; anaclitic type of object-choice
  • Репрезентация (-top) психическая (ий) (а); psychical representative
  • Влечения Я
  • Примыкание; anaclisis
  • Цель (влечения); aim (instinctual aim)
  • Эрос
  • Интерес или Я-интерес; interest; ego interest
  • Зона эрогенная; erotogenic zone
  • Активность—пассивность
  • Танатос; Thanatos
  • Анаклитический
  • Я-либидо — объектное либидо; ego-libido — object-libido
  • Либидо
  • Влечение к овладению
  • Пара противоположностей; pair of opposites
  • Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии
  • Обращение (влечения) в свою противоположность; reversal into the opposite
  • Бисексуальность
  • Действие специфическое; specific action
  • Репрезентация (-top) влечения (а)
  • Организация либидо; organization of the libido
  • Генитальная (любовь); genital love
  • Выбор объекта (или объектный выбор); object-choice
  • Соединение — разъединение (влечений); fusion-defusion (of instincts)
  • Автоэротизм
  • Инстанция; instancia
  • Представление как репрезентация [-top] [влечения]; ideational representative
  • Оно; id
  • Я-сообразный; egosyntonic
  • Аппарат психический
  • Амбивалентность
  • Бегство в болезнь
  • Интериоризация
  • Стадия (или организация) генитальная; genital stage (или organisation)
  • Идеализация; idealisacion
  • Объект; object
  • Возврат вытесненного
  • Влечение; Drive; Trieb
  • Амнезия инфантильная



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь