|
БисексуальностьКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 4668 Бисексуальность
Нем.: Bisexualitat. — Франц.: bisexualite. — Англ.: bisexuality.— Исп.: bisexualidad. — Итал.: bisexualita. — Португ.: bisexualidade. • Это понятие введено в психоанализ Фрейдом под влиянием Вильгельма Флисса: всякий человек по складу своему имеет одновременно и мужскую, и женскую сексуальную предрасположенность; они находятся в конфликте, который субъект должен осознать, чтобы выступить как носитель своего пола. • Понятие бисексуальности неразрывно связано в истории психоаналитического движения с именем В.Флисса. Это понятие существовало в философской и психиатрической литературе 1890-х годов (1a), однако именно Флисс познакомил с ним Фрейда, как об этом свидетельствует их переписка (2). Теория бисексуальности основывается, прежде всего, на данных анатомии и эмбриологии (а): "Гермафродитизм можно считать в какой-то степени нормой. У любого нормального индивида — мужского или женского пола — есть следы генитального аппарата противоположного пола [...]. Эти издавна известные анатомические факты заставляют нас предположить, что изначально бисексуальньй склад в ходе эволюции сменился моносексуальным, хотя некоторые черты атрофированного пола сохранились" (1b). В.Флисс придавал большое значение фактам, указывающим на биологическую бисексуальность. Для него бисексуальность — это универсальный человеческий феномен, вовсе не ограниченный случаями патологической гомосексуальности и приводящий к важным психологическим следствиям. Истолковывая фрейдовскую концепцию вытеснения, Флисс обращается к присущим каждому индивиду конфликтам мужского и женского начал; подытоживая рассуждения Флисса, Фрейд пишет: "Преобладающий в данной личности пол [...] вытеснил в бессознательное психическое представление о побежденном поле"(3а). Фрейд нигде не дает четкого определения своих взглядов на проблему бисексуальности; в 1930 г. он признавал, что "...в теории бисексуальности до сих пор остается много темных мест, и что многие психоаналитические затруднения возникают из-за того, что психоанализ до сих пор не смог выявить ее связей с теорией влечений" (4). Фрейд всегда настаивал на психологической роли бисексуальности, однако, в его размышлениях по этому вопросу немало колебаний и сомнений: 1) понятие сексуальности предполагает четкое осознание противоположности мужского и женского. Однако Фрейд считал, что эти понятия имеют различное значение на разных уровнях — биологическом, психологическом или социологическом; эти значения нередко смешиваются, что не позволяет установить поэлементные отношения между различными уровнями (1с). 2) Фрейд упрекал Флисса в сексуализации психологического механизма вытеснения, понимая под "сексуализацией" поиск объяснения этого феномена на биологической основе (5а). По сути, такой подход приводит к априорному определению характера защитного конфликта: в качестве вытесняющей силы выступает явный биологический пол, а в качестве вытесненного — противоположный пол. Фрейд возражал на это, замечая, "...что у индивидов обоего пола имеются как женские, так и мужские влечения, причем вытесняться в бессознательное могут и те, и другие" (Зb). В "Конечном и бесконечном анализе" (Die endliche und unendliche Analyse, 1937) Фрейд, однако, следовал за Флиссом, признавая, что "...вытеснению обычно подвергается то, что присуще противоположному полу" (5b) (например, у женщины это зависть к пенису, у мужчины — женские побуждения); однако в этой же работе он подчеркивал значение комплекса кастрации*, который невозможно понять на основе одних только биологических данных. 3) Как мы видим, главная сложность для Фрейда заключалась в том, чтобы соотнести бисексуальность в биологическом смысле с господством фаллоса* для обоих полов,— эта мысль все яснее проступает в его творчестве. а) В издании "Трех очерков по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie) 1920 г. Фрейд, в частности, подчеркивал значение физиологических экспериментов, связанных с гормональным определением сексуальных признаков. (1) Freud (S.). Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905. — a) G.W., V, 42, n.; S.E., VII, 143, n.; франц., 166, n. l2. — b) G.W., V, 40; S.E., VII, 141; франц., 26. — с) G.W., V, 121, n.: S.E., VII, 219, n.; франц., 184-185, n. 76. (2) Freud (S.). Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1887—1902. Passim. (3) Freud (S.). "Ein Kind wird geschlagen", 1919. — a) G.W., XII, 222; S.E., XVII, 200—201: франц., 296. (4) Freud (S.). Das Unbehagen in der Kultur, 1930. G.W., XIV, 466, n.; S.E., XXI, 106, n.; франц., 43. (5) Freud (S.). Die endliche und unendliche Analyse, 1937. — a) G.W., XVI; 98; S.E:, XXIII, 251; франц., 36. — b) G.W., XIV, 98; S.E., XXIII, 251; франц., 36. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|