|
АссоциацияКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 2663 Ассоциация
Нем.: Assoziation. — Франц.: association. — Англ.: association. — Исп.: asociacion. — Итал.: associazione. — Португ.: associacao. • Термин ассоциационистской психологии: всякая связь между двумя или несколькими психическими элементами, последовательность которых образует ассоциативную цепь. Иногда этот термин используется и для обозначения самих этих взаимосвязанных элементов. В процессе лечения именно это последнее значение слова имеется в виду, когда, например, говорят об "ассоциациях этого сна", подразумевая все то, что в рассказе пациента ассоциативно связано с данным сном. В расширительном значении "ассоциации" — это вся совокупность словесного материала, используемого в психоаналитическом сеансе. • Подробное исследование понятия ассоциации потребовало бы историко-критического изучения ассоциационизма и его распространения в Германии в XIX в., его влияния на мысль "молодого Фрейда" и, прежде всего, анализа того, как фрейдовское открытие законов бессознательного привело к обобщению и преобразованию ассоциационистского учения. Мы ограничимся здесь следующими замечаниями по этому поводу: 1) невозможно понять смысл и значение психоаналитического понятия ассоциации, не опираясь на клинический опыт, породивший сам метод свободных ассоциаций. "Исследования истерии" (Studien uber Hysteriе, 1895) позволяют судить о том, как Фрейда все дальше увлекал путь свободных ассоциаций, который указывали ему его пациентки. (См. наш комментарий к статье "Свободные ассоциации".) С точки зрения теории ассоциаций, опыт Фрейда в эти годы, связанные с открытием психоанализа, можно вкратце представить так: а) "Мысль, которая приходит в голову" (Einfall) субъекту, по видимости в одиночку, всегда на самом деле связана — сознательно или неосознанно — с другими элементами. Можно обнаружить целые ряды ассоциаций, которые Фрейд образно называл линией (Linie), нитью (Faden), цепью (Verkettung), последовательностью (Zug) и пр. Пересечение этих линий образует настоящие сети (отношений) с "узловыми точками" (Knotenpunkte), в которых пересекается сразу несколько таких линий. б) Наличие в речи субъекта цепочек ассоциаций обусловлено, по Фрейду, сложной организацией памяти. Он сравнивал память с системой архивов, упорядоченных сообразно разным принципам и подходам (хронологический, предметный и др.) (1а). Вследствие подобной организации представление* (Vorstellung) или мнесический след* (Erinnerungsspur) одного и того же события могут обнаружиться во многих местах (или, как говорил Фрейд, "мнесических системах"). в) Это системное упорядочение подтверждается клиническим опытом; существуют "отдельные группы психических явлений" (1b), или, иначе, совокупности представлений, оторванных от общего хода ассоциаций: "Иногда случается так, — писал Брейер, — что отдельные представления, включенные в более сложные единства, могут стать осознанными, так что вне сознания остается лишь своеобразие их сочетаний" (1с). В отличие от Брейера Фрейд не видел в гипноидном состоянии* окончательного объяснения этого факта, однако настаивал на расщепленности* (Spaltung) психики. Отдельная группа ассоциаций лежит в основе топического рассмотрения бессознательного. г) Внутри комплекса ассоциаций роль того или иного элемента не связана жестко с самим этим элементом. Игра ассоциаций зависит от экономических факторов: энергетическая нагрузка перемещается от одного элемента к другому, сгущается в узловых точках и пр. (независимость аффекта* от представления). д) В общем, ассоциативная речь не подчиняется пассивно общим законам вроде тех, что были выявлены ассоциационизмом: субъект — это не "совокупность образов, сросшихся как колония полипов". Вычленение и группировка ассоциаций, "ложные связи" между ними, возможность их доступа в сознание включены в динамику защитного конфликта, свойственного каждому человеку. 2) По "Наброску научной психологии" (Entwurf einer Psychologie, 1895) можно судить о том, как Фрейд использовал понятие ассоциаций, как психоаналитическое открытие бессознательного придало новый теоретический смысл ассоциационистским предпосылкам его мысли. а) Образование ассоциаций мыслится как обмен энергией внутри последовательно структурированного и разветвленного "нейронного аппарата". Каждое возбуждение выбирает свой путь в зависимости от уже "проложенных путей" или следов прежних возбуждений. Пролагание пути* следует понимать не как нахождение наиболее легкого пути от одного образа до другого, но как процесс дифференциального противопоставления: выбор одного пути обусловлен отказом от другого, противонаправленного, пути. б) В исходных гипотезах Фрейда речь не идет об образах как психических или нейронных отпечатках, напоминающих реальный объект: поначалу все выступает в виде "нейронов" и "количеств" (2). Эта механистическая концепция, описанная в нейрофизиологическом языке, может показаться весьма далекой от опыта, однако она близка тому противопоставлению представления и кванта аффекта*, которое постоянно присутствует во фрейдовской психологической теории. Подобно нейрону, представление выступает как дискретный, прерывный элемент цепи. Значение представлений, как и нейронов, зависит от того более обширного целого, в которое они включены. В этом смысле функционирование "нейронного аппарата" можно сравнить с функционированием языка, как оно предстает в структурной лингвистике: в обоих случаях прерывные единицы организованы в бинарные оппозиции. (1) Breuer (J.) et Freud (S.). a) Cf. G.W., I, 291 sqq.; S.E., II, 288 sqq.; франц., 233 sqq. —b) Cf. G.W., I, 92 et 298; S.E., II,12 et 286; франц., 9 et 231.—с) G.W., I, 187 sqq.; S.E., II, 214—215; франц., 171. (2) Freud (S.). Нем., 379—386; ангя., 355—363; франц., 315-321. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|