Анализ дидактический

Категория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 3068



     Анализ дидактический
     Нем.: Lehranalyse, didactische Analyse. — Франц.: analyse didactique. — Англ.: training analysis. — Исп.: analisis didactico. — Итал.: analisi didattica. — Португ.: analise didatica.
     • Психоанализ как учебное упражнение для будущего психоаналитика — главная часть его профессиональной подготовки.
     • Открытие психоанализа тесно связано с фрейдовским самоанализом (см. этот термин). Фрейд с самого начала считал, что успешно практиковать психоанализ может лишь тот, кто осознал собственное бессознательное. На Нюрнбергском конгрессе в 1910 г. Фрейд утверждал, что самоанализ (Selbstanalyse) есть условие, необходимое для того, чтобы "врач смог увидеть в себе самом контртрансфер и овладеть им" (1). Что здесь имеет в виду Фрейд — самоанализ или анализ, проводимый третьим лицом? Термин Selbstanalyse не позволяет однозначно решить этот вопрос. По контексту представляется, что речь идет о самоанализе, однако из отчета Отто Ранка о конгрессе (2) следует скорее, что Фрейд имел в виду организацию дидактического анализа. По-видимому, в этот период незаменимость дидактического анализа даже при осуществленном самоанализе еще не стала для Фрейда очевидной.
     Формирующая ценность личного анализа более отчетливо признается в "Советах врачу по психоаналитической терапии" (Ratschlage fur den Arzt bei der psychoanalytischen Behandlung, 1912). Этот анализ ставится здесь в связь с теорией, согласно которой "бессознательное больного и бессознательное аналитика должны соотноситься как отправитель и получатель"(3а). Чтобы это стало возможным, психоаналитик должен уметь свободно общаться со своим собственным бессознательным (см.: Внимание свободно парящее); именно на достижение этой цели и направлен дидактический анализ. Фрейд приветствует требование Цюрихской школы, согласно которому "каждый, кто хочет практиковать психоанализ на других, обязан сначала сам пройти анализ с опытным наставником" (Зb).
     Требование дидактического анализа для всякого, кто хочет стать психоаналитиком, было выдвинуто в 1922 г. на Конгрессе Международной психоаналитической ассоциации.
     Пожалуй, именно Ференци более других подчеркивал роль дидактического анализа, усматривая в нем "второе основное правило психоанализа" (4а). Он считал, что дидактический анализ должен в принципе быть столь же тщательным и глубоким, как и лечебный анализ: "Чтобы выдержать агрессивные выпады пациента, психоаналитик должен сам пройти исчерпывающий анализ. Я настаиваю на этом, вопреки встречающемуся ныне мнению, что для кандидата в психоаналитики достаточно (допустим, в течение года) ознакомиться с основными механизмами так называемого дидактического анализа и что его врачебный опыт должен приобретаться в дальнейшем в ходе собственной практики. Я неоднократно подчеркивал, что не вижу принципиальной разницы между лечебным и дидактическим анализом, и сейчас я хотел бы лишь добавить к этому, что даже если не каждый лечебный курс можно довести до конца (в том смысле, в каком психоанализ понимает "конец анализа"), сам психоаналитик, от которого зависит судьба стольких людей, обязан при этом знать и контролировать даже мельчайшие слабости своего характера, а это невозможно без полностью завершенного анализа" (5).
     Сформулированные Ференци требования в наши дни считаются общепризнанными (а); они призваны сделать личный анализ будущего психоаналитика такой процедурой, при которой опытное получение нового знания отходит на второй план, хотя, с точки зрения дидактического анализа, преобладает именно этот аспект подготовки психоаналитика.
     Теоретическая и практическая проблема, связанная с самим понятием дидактического анализа и дидактическим анализом как определенным институтом, такова: как может психоанализ быть изначально направлен на такую цель, руководствоваться таким целепредставлением, как получение права на профессиональную деятельность в результате процедуры, при которой столь большую роль играет суждение аналитика-дидакта. Этот вопрос служит предметом постоянных дискуссий в психоаналитическом движении (б).
     а) Что касается самого Фрейда, то его оценка возможностей дидактического анализа была довольно сдержанной: в "Конечном и бесконечном анализе" (Die endliche und die unendliche Analyse, 1937) он заявлял, что дидактический анализ "в силу соображений практического характера может быть лишь недолгим и неполным; его основная цель — позволить наставнику сделать вывод о том, способен ли кандидат в психоаналитики продолжать обучение. Цель этого анализа можно считать выполненной, если обучающийся воочию убедился в существовании бессознательного, увидел в собственных восприятиях — благодаря появлению вытесненного — нечто такое, что в ином случае осталось бы для него непостижимым, впервые познакомился с такими приемами, которые единственно могут быть действенными в психоанализе" (6).
     б) О проблемах подготовки психоаналитика в историческом аспекте см.: Балинт. "О системе подготовки психоаналитика" (On the psycho-analytic training system) (7).
     (1) Freud (S.). Die zukunften Chancen der psychoanalytischen Therapie, 1910. G.W., VIII, 108; S.E., XI, 144 — 145; франц., 27.
     (2) Цит. в: Kovacs (V.). Training and Control-Analysis, I.J.P., XVII, 1936, 346 — 354.
     (3) Freud (S.). a) G.W., VIII, 381; S.E., XII, 115; франц., 66. — b) G.W., VIII, 382; S.E., XII, 116; франц., 67.
     (4) Ferenczi (S.). Die Elastizitat der psychoanalytischen Technik, 1927. In: Final Contr., 88-89.
     (5) Ferenczi (S.). Das Problem der Beendigung der Analyse, 1928. In: Final Contr., 83 — 84.
     (6) Freud (S.). G.W., XVI, 94—95; S.E., XXIII, 248; франц., 34.
     (7) Cf. Balint (M.). In: I.J.P., 1948, 29, 163 —173.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Самоанализ; self-analysis
  • Анализ прямой
  • Бегство в болезнь
  • Внимание, свободно парящее
  • Контртрансфер; counter-transference
  • Психоанализ контролируемый; control или supervisory или supervised analysis
  • Аллоэротизм
  • Влечение к разрушению
  • Влечение к агрессии
  • Выбор невроза; choice of neurosis
  • Нейтральность; neutrality
  • Давление (влечений); pressure
  • Материал; Материал
  • Бисексуальность
  • Замещение; substitute
  • Возврат вытесненного
  • Динамический, динамика; dynamic
  • Активного воздействия техника
  • Интериоризация
  • Изменение я; alteration of the ego
  • Вязкость либидо; adhesiveness of the libido
  • Восприятие-сознание (вс-сз); perception-consciousness
  • Автопластический — аллопластический; autoplastique — alloplastique
  • Догенитальный; pregenital
  • Воспоминание маскирующее; screen-memory
  • Конструкция; construction
  • Аппарат психический
  • Психоанализ дикий (непрофессиональный); wild analysis
  • Деформация (сна); distortion
  • Застой либидинальный; damming up of the libido
  • Афанизис
  • Инстанция; instancia
  • Интерес или Я-интерес; interest; ego interest
  • Воображаемое; imaginary
  • Амнезия инфантильная
  • Содержание скрытое; latent content
  • Танатос; Thanatos
  • Реакция терапевтическая отрицательная; negative therapeutic reaction
  • Идеализация; idealisacion
  • Зона эрогенная; erotogenic zone
  • Осуждение; judgement of condemnation
  • Влечение частичное
  • Фрустрация; frustration
  • Выбор объекта (или объектный выбор); object-choice
  • Образование симптома; symptom-formation
  • Невмешательства (правило)
  • Выбор объекта нарциссический; narcissistic object-choice
  • Комплекс электры; Electra complex
  • Выбор объекта по примыканию; anaclitic type of object-choice
  • Истерия страха; anxiety hysteria



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь