|
Анагогическое истолкованиеКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 2280 Анагогическое истолкование
Нем.: anagogische Deutung. — Франц.: anagogique (interpretation -). — Англ.: anagogic interpretation. — Исп.: interpretacion anagogica. — Итал.: interpretazione аnаgogica. — Португ.: interpretacao anagogica. • Термин Зильберера. Способ истолкования символических образований (мифов, снов и т.д.), выявляющий их универсальное этическое значение и противоположный аналитическому истолкованию. Анагогическое истолкование обращает символы к "возвышенным идеалам", тогда как аналитическое истолкование сводит их к конкретным сексуальным содержаниям. • Понятие анагогической интерпретации (от греч. […] — вести вверх) принадлежит языку теологии, где оно означает истолкование, "которое восходит от буквального смысла к духовному" (Литтре). Это понятие знаменует собой наиболее развитый этап в осмыслении символики у Зильберера. Оно раскрывается в "Проблемах мистики и ее символики" (Probleme der Mystik und ihrer Symbolik,1914). В параболах, ритуалах, мифах Зильберер обнаруживает двойную детерминацию: например, тот символ, который в психоанализе отображает смерть отца, анагогически истолковывается как "смерть старика Адама" в нас самих (1а). Эта двойственность сходна с противопоставлением "материального" и "функционального" феномена (см. этот термин) в том расширенном смысле, который придает ей, в конечном счете, Зильберер. Различие между "функциональным" и "анагогическим" заключается лишь в том, что "...настоящий функциональный феномен — это актуальное состояние или психический процесс, тогда как анагогический образ — это такое состояние или процесс, который необходимо пережить (erlebt werden soll) (1b). Тем самым анагогическая интерпретация направлена на образование все новых и все более универсальных функциональных символов, представляющих основные этические проблемы человеческой души. Впрочем, по Зильбереру, то же относится и к толкованию сновидений во время психоаналитического лечения (1с). Фрейд и Джонс подвергли эту концепцию критике. Фрейд видел в анагогической интерпретации возврат к допсихоаналитическим идеям, с точки зрения которых предельный смысл символов на самом деле выводится из них же самих посредством реактивных образований, рационализации и пр. (2). Джонс связывал анагогическую интерпретацию с "проспективным" значением символики в юнговском смысле: "Символ выражает устремление к возвышенному нравственному идеалу; при невозможности достичь его это устремление останавливается на символе, хотя идеал, как можно предположить, по-прежнему присутствует в символе как то, что им символизируется" (3). (1) Silberer (H.). Probleme der Mystik und ihrer Symbolik, Hugo Heller, Vienne et Leipzig, 1914. —a) 168. —b) 155. —с) 153. (2) Cf. Freud (S.). Traum und Telepathie, 1922. G.W., XIII, 187; S.E., XVIII, 216. (3) Jones (E.). The Theory of Symbolism, 1948. In: Papers on Psycho-Analysis, Bailliere, London, 5e ed., 1950, 136. (Критике теории Зильберера в целом посвящена глава IV.) Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|