|
АмбивалентностьКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 14144 Амбивалентность
Нем.: Ambivalenz. — Франц.: ambivalence. —Англ.: ambivalence. — Исп.: ambivalencia. — Итал.: ambivalenza. — Португ.: ambivalencia. • Противоположность душевных склонностей, установок и чувств, преимущественно любви и ненависти, направленных на один и тот же объект. • Понятие амбивалентности заимствовано Фрейдом у Блейлера (1), который ввел это понятие, рассматривая амбивалентность с трех точек зрения. Волевая амбивалентность (Ambitendenz) означает, например, что субъект одновременно хочет есть и не хочет есть. Интеллектуальная амбивалентность означает, что субъект одновременно высказывает нечто и то, что ему противоречит. Аффективная амбивалентность означает, что субъект одновременно и любит и ненавидит одного и того же человека. Блейлер считал амбивалентность одним из главных симптомов шизофрении (2), полагая, однако, что она встречается и у нормальных людей. Новизна понятия амбивалентности по сравнению с тем, что ранее выступало как смятение чувств или перемена установок, связана, с одной стороны, с сохранением противопоставления, сосуществованием утверждения и его отрицания, а с другой стороны, с тем, что это фундаментальное противопоставление обнаруживается в самых разных областях душевной жизни. Блейлер подчеркнул особое значение аффективной амбивалентности и тем самым в известной мере предопределил направленность фрейдовской трактовки этого понятия. Это понятие впервые появилось у Фрейда в "Динамике трансфера" (Zur Dynamik der Ubertragung, 1912) —при попытке объяснить феномен негативного трансфера: "...он нередко обнаруживается наряду с позитивным трансфером, направленным на одного и того же человека. [...] именно амбивалентность аффективных целей (Gefuhlsrichtungen) позволяет нам лучше понять склонность невротиков к сопротивлению посредством трансфера" (3). Однако идея взаимосвязи между любовью и ненавистью встречалась у Фрейда и раньше, например, в исследовании случаев Маленького Ганса (4) или Человека с крысами: "В сердце любящего разыгрывается настоящая битва между любовью и ненавистью к одному и тому же человеку" (5). Во "Влечениях и судьбах влечений" (Triebe und Triebschicksale, 1915) Фрейд говорил об амбивалентности в связи с противоположностью активности и пассивности* (6а). Понятию амбивалентности редко придается столь широкий смысл. В том же тексте мы видим и более "вещественное" противопоставление любви и ненависти, позволяющее выявить амбивалентность более четко. Амбивалентность характеризует ряд расстройств (психозы, неврозы навязчивых состояний), ряд состояний (ревность, скорбь), а также ряд стадий либидинального развития, на которых любовь к объекту сосуществует с его разрушением (орально-садическая и анально-садическая стадии). В этом смысле амбивалентность становится у Абрахама категорией, позволяющей уточнить своеобразие объектного отношения на каждой стадии. Первичная оральная стадия носит название доамбивалентной: "[Сосание груди] это вид поглощения, не разрушающего объект" (7). По Абрахаму, собственно амбивалентность появляется лишь на орально-садической, каннибалической* стадии с характерным для нее враждебным отношением к объекту; впоследствии индивид научается щадить объект, беречь его от разрушения. Окончательное преодоление амбивалентности возможно лишь на генитальной (постамбивалентной) стадии. У М. Кляйн, вслед за Абрахамом, понятие амбивалентности играет существенную роль. По Кляйн, влечение изначально амбивалентно: "любовь" к объекту неотделима от его разрушения; и потому амбивалентность становится качеством самого объекта. Чтобы не допустить такой амбивалентности объекта, одновременно и благожелательного, и враждебного, субъект борется с ним, расчленяя его на "хороший" и "плохой"*. *
Понятие амбивалентности нередко используется в психоанализе в очень широком смысле, обозначая действия и чувства, обусловленные защитным конфликтом между несоизмеримыми побуждениями; поскольку приятное для одной психической системы подчас оказывается неприятным для другой, постольку амбивалентным можно назвать любое "компромиссное образование". Однако понятие амбивалентности обозначает, хотя и нечетко, любое конфликтное отношение. Чтобы сохранить описательное и симптоматическое значение, присущее ему изначально, следовало бы использовать его только при анализе особого рода конфликтов, в которых положительный и отрицательный элементы аффективной установки существуют одновременно и неразрывно, образуя недиалектическое противопоставление, непреодолимое для субъекта, одновременно говорящего и "да", и "нет".
Итак, должны ли мы, вслед за Фрейдом, говорить, в связи с амбивалентностью, об основополагающем дуализме влечений? Тогда амбивалентность любви и ненависти можно будет объяснить особенностями их становления, усматривая источник ненависти во влечениях к самосохранению ("ее прообразом выступает борьба Я за самосохранение и самоутверждение") (6е), а источник любви — в сексуальных влечениях. Противоположность влечений к жизни и влечений к смерти во второй фрейдовской концепции влечений окажется тогда более тесно связанной с амбивалентностью влечений (см.: Соединение — Разъединение). Заметим, что к концу своей творческой деятельности Фрейд стал придавать амбивалентности большее значение в клинике и теории конфликта. Эдипов конфликт, укорененный во влечениях, осмысляется им в связи с амбивалентностью (Ambivalenz Konflikt), и важнейшими его параметрами оказываются "...вполне оправданная любовь и не менее обоснованная ненависть к одному и тому же человеку" (8). С этой точки зрения, невротические симптомы предстают как попытка разрешения этого конфликта: так, при фобиях происходит смещение одной из составляющих — ненависти — на замещающий объект; при неврозе навязчивых состояний враждебные побуждения вытесняются в результате усиления либидинальных побуждений и возникновения реактивных образований*. Такой подход Фрейда к понятию конфликта интересен тем, что укоренение защитного конфликта в динамике влечений побуждает видеть в глубине этого конфликта, приводящего в действие различные инстанции психического аппарата, внутренние противоречия жизни влечений. (1) Cf. Bleuler (E.). Vortrag uber Ambivalenz, 1910. In: Zentralblatt fur Psychoanalyse, I, 266. (2) Cf. Bleuler (E.). Dementia praecox oder Gruppe der Schizophrenien, Leipzig und Wien, 1911. (3) Freud (S.). G.W., VIII, 372—373; S.E., XII, 106—107; франц., 58—59. (4) Cf. Freud (S.). Analyse der Phobie eines funfjarigen Knabe, 1909. G.W., VII, 243—377; S.E., X, 5—149; франц., 93 —198. (5) Freud (S.). Bemerkungen uber einen Fall von Zwangsneurose, 1909. G.W., VII, 413; S.E., X, 191; франц., 223. (6) Freud (S.). Triebe und Triebeschicksale, 1915. — a) G.W., X, 223-224; S.E., XIV, 131; франц., 51. — b) G.W., X, 230; S.E., XIV, 138; франц., 63. (7) Abraham (K.). Versuch einer Entwicklungsgeschichte der Libido auf Grund der Psychoanalyse seelischer Storungen, 1924. Франц., II, 276. (8) Freud (S.). Hemmung, Symptom und Angst, 1926. G.W., XIV, 130; S.E., XX, 102; франц., 20. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|