|
АвтоэротизмКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 6809 Автоэротизм
Нем.: Autoerotismus. — Франц.: auto-erotisme. — Англ.: auto-erotism. — Исп.: autoerotismo. — Итал..: autoerotismo. — Португ.: auto-erotismo. • А) В широком смысле слова — такое сексуальное поведение, при котором субъект достигает удовлетворения, пользуясь только собственным телом, без каких-либо внешних объектов: именно в этом смысле говорят о мастурбации как об автоэротическом поведении. Б) В более узком смысле слова — незрелое, инфантильное сексуальное поведение, при котором частичное влечение, связанное с каким-либо одним органом или возбуждением в одной эрогенной зоне, находит свое удовлетворение тут же, на месте, не прибегая ни к какому внешнему объекту и безотносительно к цельному образу тела, к первичному наброску Я (как это бывает при нарциссизме). • Понятие автоэротизма (а) в широком смысле, близком к А, было введено Хэвлоком Эллисом: "Автоэротизмом я называю явления, обусловленные спонтанной сексуальной эмоцией при отсутствии какого-либо внешнего стимула — прямого или опосредованного" (1а). При этом X. Эллис вычленяет в автоэротизме его "крайнюю форму" — нарциссизм, или "тяготение сексуальной эмоции к всепоглощающему самолюбованию" (1b). В "Трех очерках по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905) Фрейд вновь обращается к этому понятию, главным образом, — чтобы осмыслить сущность детской сексуальности. Он считал трактовку Х. Эллиса слишком широкой (2а) и определял автоэротизм через отношение влечения к его объекту: "Влечение не направлено на других людей; оно находит удовлетворение в теле самого субъекта" (2b). Дополнительные разъяснения по этому поводу дает фрейдовское разграничение между различными аспектами влечения — силой*, источником*, целью*, объектом*. При автоэротизме "... объект влечения уходит на задний план по сравнению с органом, на котором он основывается и с которым он, как правило, совпадает" (3а). 1) Теория автоэротизма связана с важнейшим моментом "Трех очерков" — тезисом об условности объекта сексуального влечения. Если в начале сексуальной жизни удовлетворение может быть достигнуто без помощи объекта, значит, не существует никакого предзаданного пути, который бы вел субъекта к заранее определенному объекту. Эта теория не предполагает никакого первичного "необъектного" состояния. Сосание материнской груди, которое служит Фрейду прообразом автоэротизма, на самом деле вторично по отношению к более раннему этапу, на котором сексуальное влечение, примыкавшее (см.: Примыкание*) к влечению самосохранения (голод), удовлетворялось особым объектом — материнской грудью (2с). Отделяясь от потребности в пище, оральное сексуальное влечение теряет свой объект и становится автоэротическим. Когда говорят о безобъектности автоэротизма, при этом подразумевается не отсутствие отнесенности к объекту и не упразднение самой потребности в объекте, но лишь то, что естественный способ достижения объекта при этом расщепляется: сексуальное влечение обособляется от несексуальных функций (например, питания), которые раньше были ему опорой, определяли его цель и объект. "Первоначалом" автоэротизма, стало быть, оказывается тот момент (постоянно воспроизводящийся и не закрепленный жестко за определенным моментом эволюции), в который сексуальность отделяется от естественного объекта, предается фантазированию* и тем самым рождается в качестве сексуальности. 2) По Фрейду, понятие автоэротизма с самого начала предполагает не объектное отношение, а такое состояние организма, при котором влечения удовлетворяются собственными силами вне какой-либо внешней поддержки. Уже в "Трех очерках" автоэротизм предстает как результат активности различных частей тела, как такое сексуальное возбуждение, которое возникает и удовлетворяется на месте, в отдельно взятой эрогенной зоне (локальное удовольствие*). Конечно, автоэротическая активность чаще всего требует связи данной эрогенной области с другой частью тела (сосание большого пальца, мастурбация и пр.), однако его идеальный прообраз — это губы, целующие сами себя (2d). Введение понятия нарциссизма* позволило задним числом прояснить понятие автоэротизма: при нарциссизме объектом нарциссического либидо становится Я как единый образ тела, а автоэротизм предстает как анархическая стадия, предшествующая слиянию частичных влечений в одном объекте: "Приходится признать, что поначалу индивид не обладает единством типа Я, которому еще только предстоит развиться. Автоэротические влечения существуют с самого начала; а для возникновения нарциссизма нужно, чтобы к автоэротизму добавилось что-то еще, какое-то новое психическое действие" (4). Эта мысль повторяется у Фрейда неоднократно: при переходе от автоэротизма к нарциссизму "...сексуальные влечения, которые поначалу были обособлены, образуют единство и одновременно находят свой объект", причем объект этот — Я (5а). Впоследствии это различие стирается, особенно в тех текстах, где Фрейд признает изначальное и чуть ли не внутриутробное существование первичного нарциссизма*". Автоэротизм отныне определяется лишь как "...сексуальная активность на нарциссической стадии либидинальной организации" (6 — Зb). *
В общем, из сказанного выше становится ясно, что понятие, стоящее за словом "автоэротизм", можно последовательно определить в связи с первоначальной расщепленностью сексуального влечения. Подобное расщепление предполагает полное отсутствие объекта (будь то Я или другой человек) и одновременно присутствие частичного, фантазматического объекта.
Можно ли считать автоэротизм родовым понятием, особой либидинальной стадией? Мнение Фрейда по этому вопросу менялось: в 1905 г. он считал едва ли не все формы детской сексуальности автоэротическими, противопоставляя ее взрослой сексуальности с характерным для нее выбором объекта. В дальнейшем он смягчает это утверждение: "[...] я осознал недостаток моего прежнего рассуждения, где понятийное различие автоэротизма и объектной любви описывалось, в целях понятности, как последовательность этапов" (2е). Очевидно, что Фрейд не отказался от мысли о переходе от автоэротизма к объектной любви, и потому, вводя в дальнейшем понятие нарциссизма, он включал его в ту же самую временную последовательность (5b). Однако, эту последовательность не следует понимать буквально, тем более что она как бы удваивается структурным различием: автоэротизм — это не признак действий, связанных с определенным влечением (оральным, анальным и пр.): он присутствует в каждой из этих деятельностей — поначалу как ранняя стадия, а затем как составной момент: в любом случае речь идет о локальном удовольствии. Окончательное превращение автоэротизма в отдельную стадию произошло у Абрахама, где автоэротическая стадия предстает как одна из стадий либидинальной организации, а именно как ранняя оральная стадия (сосание). (а). Впервые слово "автоэротизм'' встречается в опубликованной в 1898 г. статье X. Эллиса "Автоэротизм: психологическое исследование" (Auto-erotism: A psychological study, Alien.Neurol., 19, 260). Фрейд впервые использует его в письме к Флиссу oт 09.12.1899. (1) Ellis (H.). Studies in the Psychology of Sex, 1899. Франц. пер.: Mercure de France, Paris, 5e ed., 1916. —а) франц., 281. (2) Freud (S.). a) Cf. G.W., V, 82, n. l; S.E., VII, 181, n.2; франц., 179, n. 179, n.49 incomplete. N.B. В немецких изданиях до 1920 г. приводится следующее замечание, отсутствующее в последующих изданиях: "Хэвлок Эллис, однако, бросил тень на смысл изобретенного им самим термина, включив в него истерию и всяческие проявления мастурбации". —b) G.W., V, 81 — 82; S.E., VII, 181; франц., 74. —с) Cf. G.W., 82 — 83, 98 — 99, 123; S.E., 181 — 183, 198, 222; франц., 74 — 76, 95 — 96, 132. — d) Cf. G.W., V, 83; S.E., VII, 182; франц., 76. —e) G.W., V, 94, note de 1910; S.E., VII, 194; франц., n.58, 181. (3) Freud (S.). Triebe und Triebschicksale, 1915. — a) G.W., X, 225; S.E., XIV, 132; франц., 53.- b) G.W., X, 227; S.E., XIV, 134; франц., 57. (4) Freud (S.). Zur Einfuhrung des Narzissmus, 1914. G.W., X, 142; S.E. XIV, 76 — 77. (5) Freud (S.). Totem und Tabu, 1912. — a) G.W., IX, 109; S.E., XIII, 88; франц., 125. (6) Freud (S.). Vorlesungen zur Einfuhrung in die Psychoanalyse, 1916 —1917. G.W., XI, 431; S.E., XIV, 416; франц., 445. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|