Образовательный проект: «Здоровьесбережение как неотъемлемый компонент современной образовательной среды»
Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто (Сократ).
Как приятно смотреть на человека, уверенного в себе, здорового, сильного, жизнерадостного. Но как же он стал таким?
Мы родом из детства. А детство – это удивительный мир подражания, невероятных проявлений задатков, способностей, неисчерпаемый кладезь эмоциональности и фундамент здоровья на многие годы. Дошкольный возраст самый благоприятный для формирования правильных привычек. Выработать
их на поздних этапах онтогенеза чрезвычайно трудно, а иногда и невозможно.
У нас в стране уделяется огромное внимание укреплению здоровья и физическому развитию подрастающего поколения, имеются все условия и широкие возможности для организации и проведения совместных занятий родителей с детьми. Физическое воспитание дошкольников осуществляется в основном в детских садах по специально разработанной программе. Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших детей в младенчестве, тем лучше они потом приспособятся к новым социальным условиям. Забота о формировании двигательных навыков ребенка, о достижении необходимого уровня ловкости, быстроты, силы и других качеств являются первоочередной задачей детского сада, а так же матери и отца еще до поступления в школу.
Скачать: Образовательный проект: «Здоровьесбережение как неотъемлемый компонент современной образовательной среды» (полный конспект)
Родители, как правило, полагаются на специалистов. Но какое огромное значение имеет общение ребенка с папой и мамой в ходе совместных прогулок, подвижных игр, физкультурных занятий.
Я в своей работе с детьми дошкольного возраста уделяю много внимания вопросам физического воспитания детей в семье, решению оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта.
Основные задачи:
- создание оздоровительного микроклимата, предметной среды, стимулирующей двигательную активность ребенка;
- обеспечение условий для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими возможностями;
- организация консультативной помощи родителям по вопросам физического воспитания и оздоровления детей.
На родительских собраниях, во время бесед, консультаций, спортивных праздников, «Дней здоровья» советую родителям, как сделать воспитание
ребенка более радостным с помощью движений, пробудить у родителей интерес к физическому развитию ребенка. Я стараюсь убедить родителей в том,
что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие всех органов и тканей ребенка. А если
эти занятия проводить на свежем воздухе – то они еще и закаливают организм.
Кроме того, физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как внимание, находчивость, выносливость, смелость, ловкость. Это положительно сказывается не только на физическом развитии ребенка, но и на его психическом развитии (появляются самостоятельность, хорошая реакция, запас новых слов, культурное поведение, понимание музыки).
Мне очень хотелось пробудить у родителей интерес к активным занятиям физкультурой вместе с детьми. Ведь доказано, что совместные занятия физическими упражнениями родителей и детей являются источником радости, оздоравливают жизнь.
На родительских собраниях, спортивных праздниках и развлечениях я познакомила мам и пап с доступными упражнениями и подвижными играми, способствующими развитию у ребенка двигательных навыков. Родителям была предоставлена возможность сравнить уровень физического развития своего
ребенка и других детей того же возраста. Несколько мам были разочарованы, убедившись, что их сыновья отстают от сверстников в беге, прыжках и лазанье.
После неоднократных совместных занятий в кружке «Волшебный мяч» эти дети достигли требуемого уровня двигательного развития, и даже перегнали других детей, делая успехи.
Совместно с родителями был проведен спортивный досуг по теме:
«Солнце – источник жизни на земле», «В стране веселых мячей»; сюжетно-игровые занятия с детьми «Мы – артисты цирка», «Котята». Начиная со второй младшей группы, с родителями и детьми была проведена работа по теме «Хочешь жить и здоровым быть, умей правильно питаться»:
- В группе были оформлены альбомы «О вкусной и здоровой пище», «Кухня народов разных стран»;
- Проведены конкурсы «Мое любимое блюдо», «Мамины помощники», дидактические игры «Найди вкусное слово», «Овощехранилище», «Магазин», «Съедобное и несъедобное», «Найди, что опишу».
- Работа в уголке природы: посев лука.
- Чтение художественной литературы: «По ягоды» — Я. Тайц; «Грибы» — В. Катаев; «Земляничка» — Н. Павлова; «Лисичкин хлеб» — М. Пришвин; «Мешок овсянки» — А. Митяев; «Вершки и корешки» — русская народная сказка.
- Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация): «Сочное, румяное, для всех ребят желанное»; вывеска для магазина «Овощи-фрукты»;
«Осенний натюрморт».
- Беседы на тему: «Назови и расскажи о продуктах питания и их полезности», «Витаминные салаты и их польза», «Как продукты помогают врачам»,
«Сколько раз надо кушать, чтобы быть здоровым и сильным», «Лечебные продукты», «Для чего нам нужны витамины».
На основании анкетирования, в котором участвовали родители группы, можно сделать выводы:
- Все дети очень любят ходить на физкультурные занятия, а упражнения под музыку самые любимые;
- Значительно повысилась сопротивляемость организма детей, что подтверждалось уменьшением числа часто болеющих детей и увеличением в среднем индекса здоровья на 20, 3%.
- Главная польза для родителей в том, что они узнали, какие упражнения полезны их ребенку и как правильно их выполнять. Большинство родителей
отметили, что ребенок стал более ловким, самостоятельным, смелым и дисциплинированным, научился играть с детьми. Пропуски занятий были вызваны только болезнью ребенка.
Все родители положительно отзывались о работе спортивного кружка «Школа мяча» и были очень довольны ведением занятий и подбором упражнений. В числе немногих замечаний были пожелания проводить занятия чаще (2 раза в неделю), заниматься на свежем воздухе.
Под влиянием занятий и общего укрепления мышц дети научились правильно выпрямлять спину стоя и во время ходьбы, осваивают основы правильной осанки.
Сохранение правильной осанки гарантировано, если родители будут осуществлять контроль за ребенком, а дети будут продолжать регулярно укреплять те мышцы, которые принимают участие в сохранении выпрямленного положения тела (мышцы груди, спины и бедер, голеней и ступней).
Сейчас родители в моей группе используют любую возможность подвигаться вместе с ребенком на свежем воздухе, но чаще всего в выходные дни. В результате дети стали меньше болеть, у них появился интерес к активным занятиям спортом, подвижным играм, они принимают участие в спортивных соревнованиях города и области.
ЛИТЕРАТУРА
- И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе – Ставропольсервисшкола, 2006. – 400 с.
- М.А. Рунова. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3 – 4 лет. М: Просвещение, 2007. – 80 с.
|