Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре по сопровождению детей с тяжелым нарушением речи в процессе коррекционно-образовательной деятельности на занятиях по физической культуре
- Козлова Марина Викторовна воспитатель по физической культуре
- Сергушина Евгения Викторовна учитель-логопед
- Попова Наталья Николаевна воспитатель
- Гудкова Людмила Захаровна воспитатель
г. Москва
Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является коррекция отклонений в развитии ребенка. А добиться этого можно только при условии тесного взаимодействия всех участников педагогического процесса.
В нашем учреждении есть группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, которые посещают и дети инвалиды, и дети с задержкой психического развития (ЗПР). Работа с детьми данных групп имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии у них имеются вторичные отклонения в развитии. У многих детей есть нарушения мышечного тонуса, легкие парезы, нарушения равновесия и координации движений, недостаточно дифференцирована моторика пальцев рук, что ведет к моторной неловкости, нарушению звукопроизношения, нечеткой, смазанной речи. Дети с тяжелым нарушением речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
Скачать: Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре по сопровождению детей с тяжелым нарушением речи в процессе коррекционно-образовательной деятельности на занятиях по физической культуре (полный конспект)
В старшем дошкольном возрасте повышается способность к координации движений, которая неразрывно связано с развитием мозга, где речевая область расположена рядом с двигательной, поэтому работа по формированию и совершенствованию произвольной моторики рассматривается как необходимая составная часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия. Ни для кого не секрет, что сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Чем больше уделяется внимание этому вопросу, тем эффективней и быстрее будут достигнуты положительные результаты. Поэтому целью работы является коррекция речи дошкольников с помощью подвижных игр и физических упражнений, направленных на развитие произвольной моторики (общей, мелкой моторики пальцев рук, мимической и артикуляционной). Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Наша задача сделать все возможное для устранения рече-моторных нарушений у воспитанников. Поэтому необходимо совместить решение задач физического воспитания, так необходимого детям с тяжелыми нарушениями речи, с задачами развития речи. Для этого при обучение основным видам движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание), общеразвивающим упражнениям, подвижным играм необходимо стремиться наполнять их коррекционно-речевой составляющей.
Одним из современных направлений развития педагогической теории и практики является оптимизация процессов обучения, воспитания, диагностики, коррекции, развития, реабилитации за счет интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения. Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель взаимодействия всех участников образовательного процесса – воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, родителей.
Преемственность и взаимосвязь в работе воспитателя по физической культуре и учителя-логопеда способствует эффективности и прочному закреплению результатов, как по физическому развитию, так и по логопедической работе. Учителем-логопедом и воспитателем по физической культуре изучается состояние двигательных функций каждого ребёнка. Диагностика проводится в начале учебного года по четырём направлениям: общая, мелкая, лицевая, артикуляционная моторика. Результаты обсуждаются совместно и определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы коррекционных занятий.
В процессе коррекционной работы по физической культуре с детьми с тяжелым нарушением речи при структуре занятия необходимо обращать внимание на:
Общую моторику:
- развитие координации движения
- подбор специальных упражнений, укрепляющих мышцы, связанные с речью (мимическая гимнастика)
- синхронное взаимодействие между движениями и речью.
Мелкую моторику:
- развитию тонких двигательных координаций.
Дыхательную гимнастику:
- развитие речевого и физиологического дыхания.
Коррекционные упражнения:
- укрепление опорно-двигательного аппарата
- развитие физических способностей.
Подбор подвижных игр:
- расширение и обогащение лексического запаса в играх
- наглядный материал в играх и упражнениях
- точное проговаривание речевого материала с выполнением движения в комплексе “движение-речь”.
Также необходимо стремиться к максимальной индивидуализации взаимодействия с детьми; к тому, чтобы они постоянно находились в фокусе внимания и получали задания, соотносимые с потребностями их речевого и физического развития.
Взаимодействие учителя — логопеда и инструктора по физической культуре, показали, что сочетание речи и движения являются важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Опыт доказывает, что учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, а воспитатель по физической культуре на физкультурных занятиях решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Задания и двигательные упражнения на все группы мышц даются в сочетании с речью, что помогает ребенку координировать движения во время артикулирования. Путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, ведется работа по автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка, расширение словарного запаса.
Например, по лексической теме «Транспорт» все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены только этой теме и проводятся в игровой форме. Так как в игровой форме новый материал усваивается прочнее и запоминается легче.
Вводной части занятия детям можно предложить следующие виды ходьбы и бега:
- «Идем по улице» — ходьба гимнастическим шагом.
- «Едем на троллейбусе» — ходьба на носках, руки вытянуты вверх (усы троллейбуса).
- «Едем на трамвае» — ходьба на пятках, руки на поясе с произношением слова «тук-тук-тук».
- «Мчится скорая помощь» — бег в среднем темпе с произношением слова «у-у-у».
В заключении упражнение на восстановление дыхания «Надуваем парус у лодки» или «Вращаем пропеллер вертолета»
В основной части занятия речевые задания по лексической теме произносит воспитатель группы или учитель-логопед, объясняет упражнения и основные движения воспитатель по физической культуре.
Комплекс общеразвивающих упражнений предлагаем провести с обручем, укрепив мышцы, рук, плечевого пояса, спины и живота, ног, а также повторив части автомобиля, правила езды по дорогам города, при этом следим за развитие синхронного взаимодействия между движением и речью, за становление направленного речевого выдоха и автоматизацией поставленных звуков.
Комплекс включает в себя следующие упражнения: «Светофор», «Колесо», «Руль», «Мотор», «Кабина», «Кузов», «Педали газ – тормоз», «Машины едут по кочкам»
Основные виды движений модно закрепить в эстафетах. Учитель-логопед (воспитатель группы) контролирует правильность ответов, воспитатель по физической культуре четкость выполнения основных движений.
- Эстафета «Расставь транспорт по гаражам». Детям раздаются картинки с изображением транспорта. Нужно проползти под воротами по-пластунски, опираясь на руки, согнутые в локтях и одновременно отталкиваясь согнутой ногой, колени, подтягивая ближе к животу. Далее, произнеся название транспорта, и, прохлопав каждый слог, нужно определить, сколько слогов в данном слове. Затем положить картинки в названиях, которых 2 слога в гараж желтого цвета, 3 слога в зеленый, а в красный гараж, картинки, в названиях которых 4 слога. Обратно вернуться по прямой.
- Эстафета «Собери пирамидку». Каждая команда должна правильно собрать пирамиду, взяв из обруча соответствующее по размеру кольцо и пробежав «змейкой» вокруг конусов надеть его на пирамидку. Нанизывая кольцо на пирамиду, дети должны назвать людей, которые управляют каким-либо транспортом.
- Эстафета «Один — много». Задание выполняется с мячом. Ребенок пролезает в обруч боком и добегает до линии. Затем воспитатель бросает ему мяч и называет слово по теме, ребёнок ловит мяч и возвращает его педагогу броском от груди, употребив услышанное слово со словом «много». Например: один трамвай — много трамваев.
- Эстафета «Собери вместе». Каждый участник должен прыжками добраться до веревки, на которой прищепками прикреплены картинки с изображением транспорта. Перепрыгивая с кочки на кочку, нужно отталкиваться двумя ногами одновременно, приземляясь мягко, с легким сгибанием колен. Одна команда снимает с веревки те картинки, которые относятся к наземному транспорту, другая — к водному. Обратно дети возвращаются по прямой, передавая эстафету.
- Эстафета «Собери слово из слогов». На гимнастической лестнице на верхних перекладинах прикреплены слоги, из которых нужно собрать слова. Дети по одному разноименным способом должны забраться на лестницу и снять один слог и принести его в команду, когда все слоги будут сняты, команда собирает слова. Необходимо напомнить детям, как правильно обхватывать рейку (сверху четыре пальца снизу один) и ставить ноги (ногу ставим серединой стопы на рейку).
При работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируя игровые навыки, совершенствуют просодические компоненты речи, поощряют творческую активность детей.
По теме «Транспорт» мы включаем в занятие игры большой подвижности «Цветные автомобили», «Веселые трамвайчики», «Воробышки и автомобиль», «Грузовики» и игры малой подвижности «Автобус», «Метро», «Машина», которые выполняются под музыку, т.е. логоритмические игры — игры, направленные на развитие моторики и произношения.
Речевой материал подбирается учителем-логопедом в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями каждого ребенка. Комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков и программных задач. В основе занятий лежат принципы дидактики: от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей дошкольного возраста, а также с учетом предметно-практической деятельности дошкольника.
Предлагая детям с тяжелым нарушением речи, какое – либо физическое упражнение сначала надо его показать, объяснить, разучить и только при многократном повторении можно добиться четкого выполнения упражнения. Поэтому на первых этапах темп снижается, упражнения разучиваются в медленном темпе, так как дети не могут в такт выполнить предложенное задание. Только знакомый и хорошо отработанный материал дети начинают выполнять в нужном темпе. Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики.
Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах и под музыку, то есть включать в занятия по физической культуре элементы логоритмики.
Логоритмика — это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, которые развивают мелкую и общую моторику, повышают мышечный тонус ребенка, вызывают эмоциональный подъем и желание двигаться. Ценность логоритмических игр и упражнений заключается в том, что они:
- являются одной из эффективных форм психологического переключения вовремя занятий
- развивают двигательные способности и память, чувство ритма, речевое интонирование, автоматизируют правильное произношение изучаемых звуков
- учат ребенка ощущать свое тело и управлять им.
Стихотворные тексты также нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики.
Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре способствует сохранению и укреплению здоровья детей, эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы. Все это позволяет не только совершенствовать коррекционно-развивающий процесс, но и помогает раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка.
|