Мы выбираем интегрированные занятия
Авторы:
- Крохина Светлана Николаевна учитель-логопед
- Перминова Светлана Александровна воспитатель
МБУ детский сад №147 "Сосенка" г. Тольятти, Самарской области
Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от педагога совершенствования практической деятельности путем поиска новых интересных форм, методов и приёмов организации познавательной деятельности детей.
Работая в группе дошкольников с ОНР, мы все больше убеждаемся в пользе интегрированных методов обучения.
Целью интегрированных занятий, должно быть разностороннее изучение объекта, предмета или явления, осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в соответствующую систему, побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержание положительно-эмоционального настроения.
Объединяя в нужной пропорции элементы развития речи, художественно-эстетического, физического, социально-коммуникативного и познавательного развития в одно интегрированное занятие, мы можем удержать внимание детей на максимуме довольно долго, причем детей разного темперамента и особенностей развития.
Интегрированное занятие характеризуется четкостью, компактностью и наличием большого информативного материала. Эти занятия небольшие по объему, но емкие, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах, дают возможность воспитанникам осознать разнообразные связи между объектами и явлениями. Особенностью таких занятий является логическая взаимосвязь интегрированных предметов, смена динамических поз и видов детской деятельности.
При подготовке к занятию мы учитываем использование большого количества разнообразного наглядного, раздаточного материала и атрибутов (картины, репродукции, фотографии, предметы быта, поделки, музыкальные инструменты). Тщательно подходим к составлению развернутого конспекта, проводим большую предварительную работу, как учитель-логопед, так и воспитатели (чтение художественных произведений, экскурсии, тематические беседы, наблюдения, рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий, прослушивание музыкальных композиций и др). Активное участие принимают родители в подготовке к проведению интегрированного занятия: подбирают книги, фотографии, предметы быта для выставки, различный материал для художественного творчества, изготавливают поделки, рисунки и пр.).
Интегрированные занятия систематизируют знания детей по теме, дают возможность узнать что-то новое, воспитывают стремление к самостоятельному познанию
Конспект интегрированного занятия для воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ОНР
«Люблю березку русскую...»
Цель: Развивать чувство патриотизма и любви к Родине, познавательный интерес.
Коррекционно-образовательные задачи. Активизация и актуализация словаря по теме "Деревья". Совершенствование грамматического строя речи при использовании существительных множественного числа и с уменьшительно — ласкательными суффиксами, закреплять умение подбирать слова предметы к признакам.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, речевого слуха, общих речевых навыков, артикуляционной, общей и тонкой моторики; координации речи с движением. Учить составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления об окружающей природе. Развивать воображение и творческие способности.
Воспитательные задачи. Воспитания навыков сотрудничества, инициативности; воспитание чувства гордости за Родину, бережного отношения к природе. Воспитывать умение видеть изменения в природе в разное время года.
Оборудование. Иллюстрации различных деревьев, в том числе и березы, в разное время года; подготовленная презентация с репродукциями картин русских художников; карточки из серии "Обведи и раскрась", березовые листочки (желтые и зеленые) по количеству детей.
Предварительная работа. Рассматривание картин русских художников (И. Шишкин "Около дачи", "Ручей в березовом лесу", И. Левитан "Золотая осень", В. Поленов "Золотая осень", И. Грабарь "Февральская лазурь" и др.) Чтение стихов С.Есенина, Р. Рождественского, А. Прокофьева, И. Токмаковой; прослушивание детской песни "Березонька" слова и музыка Обуховой Е.Э. Разучивание подвижной игры "Береза"; заучивание стихотворения Садовой Г. "Береза – символ России". Выставка изделий из бересты.
Ход занятия:
Звучит тихая мелодия и дети рассаживаются на стулья.
Воспитатель: Велика и прекрасна наша Родина Россия. Богата она необъятными просторами, народными промыслами, людьми, прославившими нашу страну.
Вслушайтесь в эти слова: семеновская матрешка, Дымковская барышня, звонкая балалайка, русские богатыри. Это всё Россия.
А что мы забыли?...."Белоствольные красавицы дружно встали у дорожки, книзу веточки спускаются, а на веточках сережки" Ответы детей.
Учитель-логопед: Правильно, это береза! Наш разговор сегодня об удивительном дереве — о березе.
И наша первая игра "Слушай не зевай — на вопросы отвечай"
- В какой стране мы живем?
- Какое дерево — символ нашей страны?
- Где растет береза?
- Что такое береста? Где её использует человек? (Кора березы — береста, заменяла в старину писчую бумагу, из неё делали музыкальные инструменты. А ещё бересту применяли как заживляющий пластырь при ранах и ожогах.)
- Где используют древесину березы? (Из древесины этого дерева изготавливают замечательную мебель).
- Почему березу называют "дерево-целитель"? (Почки, листья, молодые веточки дерева широко применяют в медицине. Березовыми вениками и сейчас парятся в банях).
А знаете ли вы, что название "береза" происходит от слова "беречь". В давние времена люди считали, что веточки, принесенные в дом, защищают от зла, а березовая метелка наведет порядок в доме.
Воспитатель: Стихи о березе написали многие русские поэты, а сколько написано картин, сложено красивых современных и народных песен! Посмотрите на экран.
(На экране детям показывают презентацию с репродукциями картин, звучат отрывки песен, стихов).
Воспитатель: С березой связано много народных примет. Давайте вместе их вспомним: (дети называют приметы)
- Если весной из березы течет много сока это к дождливому лету.
- Если среди лета на деревьях появятся желтые листочки, то осень придет к нам рано.
- Когда листья на березе раскроются полностью, то время сажать картошку.
А теперь, детвора, поиграть пришла пора. Выходите на физкультминутку: "Берёза"
Мы березку посадили (выпрямиться),
Мы водой ее полили (руки согнуть к плечам, ладонями вперед),
И березка подросла (встать),
К солнцу ветки подняла (руки вверх),
А потом их наклонила (руки вниз, спина прямая),
И ребят благодарила (поклоны головой).
Учитель-логопед: А сейчас я приглашаю всех на новую игру.
Дидактическая игра "Подбери слово к признаку"
Березовый — лес, сок, веник, лист...
Березовая — роща, поляна, кора, ветка,...
Березовые — дрова, почки, листья, корни,...
Воспитатель: Предлагаю пройти к столам с цветными карандашами. У вас на карточках пунктирными линиями нарисованы листья, вам необходимо обвести желтым карандашом только березовые.
Учитель- логопед: Ребята, предлагаю поиграть в березовом лесу в знакомую нам игру: "Один — много — ласково"
береза — березы — березонька
лист — листья — листочек
ветка — ветки — веточка
роща — рощи — рощица и т.д.
Воспитатель: А сейчас мы пройдем в художественные мастерские и сделаем березку в осеннем, летнем или зимнем наряде. Для этого у нас есть все необходимое (белые шерстяные нитки, золотистые и зеленые пайетки, вата, картон, клей).
Воспитатель объясняет алгоритм действия. Самостоятельная деятельность детей. Осенняя и летняя березка выполняется из белого картона, шерстяных ниток и пайеток. Зимняя береза только из ниток. Дети самостоятельно украшают свои работы дополнительными материалами.
Выставки детских работ.
1 ребенок: Береза – символ России, Сокровище русской земли. Веками ей песни дарили, Признанья стихами в любви.
2 ребенок: Береза – символ России, Царица русских полей. Она средь невест всех красивей, Величественней и белей.
3 ребенок: Шелестом листьев березы Шепчет Россия нам. Весной святой родины слезы Бегут у берез по стволам.
4 ребенок: Береза – символ России, Печаль в ней и радость земли. Веками ей песни дарили, С поклоном к березе все шли.
Учитель- логопед: (итог) Дидактическая игра "Да — нет"
(дети поднимают зеленый березовый лист, если они согласны с высказыванием — ДА, а желтый березовый лист, если не согласны — НЕТ)
Береза — символ России. Береза — это хвойное дерево. У березы лекарственные почки. Береза — это полезное дерево.
Березовый сок собирают осенью. Береста — это кора дерева и т.д.
Список литературы:
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём В России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа.) — М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2010, 96.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. — Ростов н/Д: "Феникс", СПб: "Союз", 2004. — 224с.
- Ушакова О.Д. Загадки и пословицы о природе и погоде: Справочник школьника. — СПб.: Издательский Дом "Литера", 2008. — 96с.
- Рыжова Н.В. Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64с.
- Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006 — 64с.
|