|
В. Савченко, А. Семкина. Эмоциональная система семьиФрагмент книги Валерия Савченко, Анны Семкиной «Спектакль жизни складывается из семейных сцен». Эмоциональной единицей является не отдельный индивид, а его семья. Грандиозность этого утверждения трудно переоценить. Если люди слитны в некую единую систему с присущими ей законами, человек, не отделившись от этой системы, не может избавиться от своих проблем, потому как вызваны они системным, а не личностным кризисом. Исходя из этого, очевидно, что ребенок, который не в состоянии самостоятельно обслуживать свои физиологические и эмоциональные потребности вне семьи не имеет не единого шанса отделаться от разрушающего его симптома до тех пор, пока не изменится вся его семейная система. Именно поэтому Эрик Берн в книге «Игры, в которые играют люди» написал: «освобождение возможно только тогда, когда индивидуум начинает независимую жизнь». Чтобы начать действительно жить по-другому:
Брюзга в трансактном анализе, это человек, который сердит на свою мать, ну и заодно на все материнские проекции, а именно бабушка, мачеха, свекровь (теща), любая женщина, с которой мужчина состоит в каких-либо отношениях, Родина, церковь (в смысле вера) и т.д. Брюзга-женщина сердита на отца и на отцовские архетипы: тесть, свекр, дед, начальник-мужчина, любой мужчина, с которым женщина состоит в отношениях, государство, власть и т.д. Ничтожество (т.е. незначительный, бессодержательный и убогий человек) это тот, кто, будучи взрослым до сих пор слишком подвержен влиянию родителей. Затем, нужно сосредоточить силы на личном и социальном контроле, для того, чтобы ваше поведение стало предметом свободного выбора. Нужно осознать, что любой неосознаваемый выбор в принципе не может быть вашим по определению. И вот только после этого вы будете способны на взаимоотношения свободные от игр и сценариев. Т.е. достигните независимости, что и является целью работы в трансактном анализе. Независимость включает в себя финансовую, эмоциональную независимость, а также независимость от одобрения. Вопрос: Как Вы думаете, может ли несовершеннолетний школьник, финансово зависящий от родителей и живущий с ними в одной квартире начать эффективное самостоятельное личностное развитие (тренинги, работа с психологом, психотерапевтом и пр.)? Каждый индивид в семейной системе подобен планете, находящейся в солнечной системе. И как планеты удерживаются на своей орбите невидимым гравитационным полем, так и отдельные индивиды, удерживаемые одним эмоциональным полем, двигаются по своим жизненным орбитам. В эмоциональном поле члены семейной системы постоянно обмениваются сложными стимулами и реакциями разной интенсивности. Однажды возникнув, это поле навсегда влияет на функционирование каждого члена семьи. Так же как астроном, владеющий теорией небесной механики может рассчитать траекторию движения Венеры, так и психолог, владеющий Теорией семейных систем способен предсказать поведение того или иного члена семьи при возможности исследования. Такое поведение представляет собой две динамики: слияния и дистанцирования. «Четкость и предсказуемость, с которыми организмы двигаются вместе и по отдельности, создают видимость того, что эти движения регулируются чем-то напоминающим гравитационные или электромагнитные силы», утверждал Мюррей Боуэн. И хотя неизвестно, имеется ли какое-то сходство между силами, управляющими физическими системами, и теми силами, которые управляют живыми системами, можно утверждать, что многие животные часто ведут себя так, как «если бы» их взаимоотношениями управляли какие-то уравновешивающие друг друга «жизненные силы». Существует известная немецкая притча: «Однажды морозной ночью несколько дикобразов, пытаясь согреться, прижались друг к другу. Однако они так кололись, что им пришлось отодвинуться, — и тогда они снова замерзли. Двигаясь туда-сюда, ближе дальше, бедняги в конце концов нашли дистанцию, которая позволила им согреваться, не раня друг друга. Эта дистанция с тех пор стала мерилом «благопристойности» и «хороших манер». В мире животных особи одного вида имеют баланс между притяжением друг к другу и потребностью держаться друг от друга на удалении. Френсис Гальтон в 1871 г. наблюдал как реакция буйвола, которого изолировали от стада: «Казалось, что буйвол мало интересуется своими приятелями, но он не мог вынести даже самой короткой изоляции от стада. Если его все же хитростью или силой отделить от стада, то он начинает метаться и безумствовать, прилагая все усилия для того, чтобы вернуться назад, и когда это ему, наконец, удается, врывается в самую середину стада и трется о сородичей, чтобы в полной мере ощутить их близость». Ученый Уилсон выявил у животных закономерность между агрессивностью поведения и изменением плотности популяции. Рис. Зависимость роста тревожности от численности популяции. Как видно из графика, если плотность популяции низкая, то уровень агрессивности равен нулю. Но, если плотность популяции увеличивается, то увеличивается и агрессивность. Она растет от средних до крайних высоких значений, при которых она трансформируется в сексуальные извращения, каннибализм и другие проявления «социальной патологии» (Wilson, 1975, р. 20). Данный факт подтверждается на примере Японии. В настоящий момент эта страна имеет очень плотную заселенность, и, при общем высоком уровне жизни и развитии экономики, население страны страдает депрессивными расстройствами личности, низким уровнем социализации. © В. Савченко, А. Семкина, 2018 г.© Публикуется с разрешения авторов Категория: Психоанализ, Психология, Семья и брак Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|