КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ОСЕННИЙ ОРНАМЕНТ»
в подготовительной группе
Составили: Музыкальный руководитель Давлетова Резеда Валиахметовна Высшая квалификационная категория
Воспитатель: Тюленева Ольга Викторовна 1 квалификационная категория МБДОУ №5 «Теремок» г.Набережные Челны Татарстан
Цель: Показать результаты музыкального образования детей на занятии.
Образовательная задача:
- Воспринимать музыкальное произведение, способствовать формированию осознанного отношения к содержанию, характеру произведения.
- Развивать цветомузыкальный слух в процессе цветового уподобления характеру звучания музыки.
- Формировать певческие умения и навыки.
- Работать над выработкой правильного дыхания, звукообразования, интонирования, артикуляции.
- Обучать пению по руке дирижёра.
Развивающая задача:
- Развивать музыкальность через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных – в процессе музицирования.
- Развивать эмоциональную отзывчивость ребёнка на музыку композиторов классиков.
- Работать над развитием слуха и голоса, чувства метроритма.
- Способствовать развитию слухового восприятия, координации и пластики движений.
- Формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах.
- Закрепить знания детей о законах составления орнамента на полосе.
Воспитательная задача:
1. Создать тёплое, радостное настроение на занятии; развивать способность
чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость.
2. Воспитывать самостоятельность, активность, чувство товарищества.
3. Воспитывать эстетический вкус; приобщать детей к искусству.
Предварительная работа: Наблюдения в природе, рассматривание листьев на деревьях; чтение стихов об осени; рассматривание иллюстраций; чтение книг, дидактические игры.
Словарная работа: Стаккато, легато, исполнитель, слушатель, фрагмент
Демонстрационный материал: Сцена, украшенная осенними листьями, деревья, портреты композиторов П.И. Чайковского, Шумана, В.А. Моцарта, иллюстрации
Раздаточный материал: Муз. инструменты: маракасики, колокольчики, треугольники, металлофоны; Листики, шарфики, водяные птички, большой лист бумаги, краски, гуашь, салфетки.
Подготовка музыкального руководителя и воспитателя:
- М.Л. Лазарев «Здравствуй»
- Миловская С. «Распевание на уроках пения и в детском хоре», М. «Музыка», 1997г.
- Скорикова Н.М. «Музыкальное воспитание детей в системе арттерапии», Н. Челны 2005г.
- Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей», Ярославль, 2000г.
- Программа «Детство», С-П- «Детство-пресс», 2002г.
- Ветрова Т.Н. «ТРИЗ в изодеятельности». Н. Челны, 2007г.
- «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе», Воронеж ТЦ «Учитель», 2008г.
- «Поэты. Времена года», Москва ОНИКС 21 век, 2004г.
«ОСЕННИЙ ОРНАМЕНТ»
Дети входят в музыкальный зал. Здороваются.
«Музыка, здравствуй!» М.Л. Лазарев
Воспитатель: (чтение стихотворения А.С. Пушкина «Осень»)
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса.
О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Дети: Об осени.
Воспитатель: А какие пословицы и поговорки вы знаете об осени?
Муз. рук-ль: А хотите прогуляться по осеннему лесу? Тогда, зашагали наши ножки! «Зашагали ножки» (арттерапия)
(дети выполняют упражнение, на сцену выставляются деревья)
Муз. рук-ль.: Вот мы с вами и в осеннем лесу! Как здесь красиво! Так и хочется
сплясать! Давайте покажем, какие у нас чудесные «сапожки», и послушаем, как же стучат наши каблучки.
«Сапожок» (арттерапия)
(по окончании танца очень тихо звучит «Осенняя песня» П.И. Чайковского)
Муз. рук-ль: Какая прекрасная мелодия! Светлая, ясная… Кажется будто
прилетела она прямо из мечты. Как нежно и трогательно поёт её музыкальный инструмент, словно человеческий голос. Вы любите музыку? Расскажите мне, какая музыка вам больше всего нравится? (ответы детей) Как вы думаете, что нужно для того, чтобы музыка родилась и зазвучала? (предположения детей)
Муз. рук-ль: Музыку должен кто-то сочинить, написать, придумать. Как мы называем, человека, сочиняющего музыку?
Дети: Композитор.
Муз. рук-ль: Музыку нужно исполнить на инструменте или спеть. Как мы назовём того, кто это делает?
Дети: Исполнитель.
Муз. рук-ль: Музыка существует для людей, а не только для тех, кто её сочиняет и исполняет. Поэтому у неё должны быть слушатели. Музыка всегда возникает из тишины, Послушаем и мы с вами тишину в зале, прежде чем повториться эта замечательная мелодия. Вслушайтесь в неё. Будьте внимательны, постарайтесь ответить на вопросы: что это за музыка, какой у неё характер, чтобы вам хотелось делать, слушая её? (повторное прослушивание фрагмента)
«Осенняя песенка» П. И. Чайковского
Дети: Музыка ласковая, спокойная, нежная, мечтательная, задумчивая,
сказочная, волшебная, мягкая…, инструмент ------
Муз. рук-ль: Конечно же это ------. А прослушали мы с вами фрагмент из
музыкального произведения «Осенняя песенка» П.И. Чайковского. Пётр Ильич Чайковский умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека. Его музыкальные произведения очень мелодичны. Они просты, легко запоминаются и вместе с тем красивы, выразительны.
Дети: (чтение стихов об осени)
Муз. рук-ль: Вы чувствуете, как свеж и чист воздух? Сделаем глубокий вдох, расправим плечи. А под ногами шуршат осенние листочки. (шуршат ладошками). Скажите, какими музыкальными инструментами можно изобразить шуршание листочков?
Дети: Маракасиками.
Муз. рук-ль: А звучание капелек дождя?
Дети: Колокольчики, треугольник, металлофон.
Муз. рук-ль: Сейчас мальчики превратятся в осенние листочки и возьмут
маракасики, а девочки, возьмите музыкальные инструменты, изображающие звон капелек. Вы – капельки дождя!
«Осенний концерт» С.Коротаева
(воспитатель обращает внимание детей на листики, которые лежат под деревьями на сцене)
Воспитатель: А сейчас ветер щёки толстые надул… надул… (надувать щёки и резко сдувать «ПФ») и на листочки пёстрые подул (дуть осторожно, ласково, не спеша Фу-Фу) подул…подул… и полетели наши листочки.
Дыхательная гимнастика «Листики летят»
Муз. рук-ль: Распевка «Листики летят»
(обратить внимание детей на дирижёрский жест: вдох, задержка дыхания, пение)
Воспитатель: А сейчас послушайте загадку:
Высоко на дереве сидит лесной доктор,
Лапками цепляется, хвостиком упирается,
Носом постукивает – мурашек, да козявок из – под коры
выпугивает; Кругом ствола бежит, никого не проглядит.
Дети: Дятел!
Муз. рук-ль: Сегодня мы с вами разучим новую попевку «Дятел». (следует обратить внимание на активность артикуляторного аппарата: язык, губы; музыкальный руководитель исполняет). Давайте, прохлопаем ритмический рисунок попевки. «Дятел» С.Миловский
(дети поют попевку в разных тональностях)
Музыкальный руководитель исполняет вступление к «Осенней песенке»
Муз. рук-ль: Ребята, что такое я исполнила?
Дети: Вступление к песне «Осенняя песенка».
Муз. рук-ль: А скажите, для чего нужно вступление к песне?
Дети: Чтобы определить настроение, характер, темп песни.
Муз. рук-ль: А как мы будем исполнять её?
Дети: Весело, задорно, звонко, отрывисто, стаккато…
Дети исполняют «Осенняя песенка»
Муз. рук-ль: Ой, ребята, а как холодно стало в лесу. Давайте раздуем костёр.
чтобы огонь вспыхнул, нужно встать в круг, взяться за руки и передать друг другу тепло наших сердец, горячие улыбки, доброту. Я передаю тепло моего сердца. На моём лице загорается улыбка, и этой улыбкой я зажигаю следующую улыбку и дарю хорошее настроение. Я крепко пожимаю руку своему соседу. Когда тепло снова коснётся моего сердца, моей руки, костёр
вспыхнет ярким пламенем. Поднимем руки вверх и подойдём ближе друг к другу, в тесный круг. Чувствуете, какое горячее пламя? Вы согрелись?
Воспитатель: А сейчас мы, в память о нашей прогулке по осеннему лесу
составим красивый узор из осенних листьев. Узор – это композиция рисунка из разнообразных элементов геометрических фигур, причудливых линий, цветов и листов. Но сегодня мы с вами познакомимся с орнаментом – это тоже узор, и он построен по определённым законам и правилам. Для орнамента выбирают несколько основных линий и фигур, которые повторяются несколько раз. Орнаменты можно вписывать в любую форму: квадрат, круг, прямоугольник. Сегодня мы придумаем и нарисуем орнамент на полосе. Основными элементами его будут осенние листья. Каждый орнамент имеет свой характер, как музыка. Он может быть плавным или резким, прерывистым или непрерывным. А настроение нашего орнамента покажет нашим гостям ваши впечатления об услышанном и увиденном на занятии.
Звучит «Осенняя песня» П.И. Чайковского.
Дети рисуют ладошками, ребром ладони осенние листья
Воспитатель: (проводит анализ работы) Какие цвета вы использовали? Какое настроение получилось у нашего орнамента?
Дети: Радостное, светлое, доброе…
Муз. рук-ль.: В заключении нашей прогулки исполним песню
«Осень – неведимка». Какой характер у этой песни?
Дети: Песня спокойная, ласковая, немного грустная, нежная…
Муз. рук-ль.: Как мы её будем петь?
Дети: Нежно, легато, плавно, тянем гласные звуки… /предложить детям взять атрибуты к песне: маракасики, платочки, птички, колокольчики/
Муз. рук-ль.: Мы сегодня с вами рисовали вместе, делали большую работу,
Хорошо потрудились, АНАЛИЗ. А теперь, все удобнее сядем на ковёр. Закроем глазки и, слушая музыку, вдохнём аромат осеннего леса. Представим, как кружатся листья, как капают капельки дождя.
Релаксация «Аромат роз»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что я нашла под деревом. Это нам подарки от царицы Осени! /листики с конфетами/
Муз. рук-ль.: Понравилось вам в лесу? Мне тоже. Грустно возвращаться назад. Покажите, как вам грустно. Но мы ещё обязательно вернёмся сюда. Скорее
улыбнитесь! Нам надо задуть костёр, чтобы не случился пожар. Встаньте в круг, возьмитесь за руки, подуйте сильно – сильно на пламя. Посмотрите, пламя только сильнее разгорается! Ведь это огонь наших сердец и улыбок, а он никогда не погаснет. Возьмём его с собой. Протяните руки к огню и положите частичку тепла в сердце. Будем хранить его и водить дружный хоровод. Оставайтесь такими дружными всегда.
«До свиданья, музыка! М.Л. лазарев
Дети выходят из зала под песенку
«Зашагали ножки»
|