|
Творчество; креативность; creativityКатегория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 1718 Творчество (креативность) (creativity) Способность приходить к новым, при этом обоснованным решениям проблем. Способность создавать вещи, отмеченные воображением (см. воображение), неотразимые, убедительные, значительные и т. д. С самых ранних дней психоанализ испытал соблазн объяснить творческую активность, и эти объяснения неизменно обосновывались проявлением сходства между творческой активностью и некоторыми невротическими процессами. Наиболее простой пример этого подхода – показать, что содержание романов и произведений живописи можно интерпретировать как Эдипову фантазию и затем сделать заключение, что творческая активность – это форма невротических мечтаний (Freud, 1908). Трудности, с которыми сталкивается эта гипотеза, заключаются в том, что она не в состоянии объяснить, почему все мечтания не являются творческими, и это вызвало появление вторичных гипотез относительно того, как технические приемы творческой работы позволяют превратить частные невротические «творения» в приемлемые и понятные широкой публике произведения искусства. В конце своей жизни Фрейд отвергал идею о том, что психоанализ внес какой-либо вклад в эстетику. (По поводу противоположного мнения см. Ehrenzweig, 1967.) Относительно недавно, главным образом под влиянием клейнианских идей, были сделаны попытки доказать, что творческая активность является или депрессивной, или шизоидной, т.е. что она или представляет собой попытку репарации деструктивных фантазий (Klein, 1948; Sharре, 1950; Levey, 1939), или каким-то образом аналогична бредовому системообразованию шизофреников (см. также бред). Но и здесь остается невыясненной причина, почему отдельные люди обладают способностью находить творческие решения своих депрессивных или шизоидных проблем.
Поскольку классический психоанализ рассматривает отмеченную воображением деятельность как примитивную, инфантильную и как функцию Ид, такие авторы как Гартман и Крис были вынуждены описать с точки зрения регрессии те виды деятельности, которые они фактически оценивают как действительно творческие и прогрессивные. Это привело к использованию выражений типа «регрессия на службе Эго» при описании «негативной способности» (Китс) творческого. Поскольку результаты творческой деятельности являются, по определению, новыми, неожиданными и потому непредсказуемыми, творчество представляет собой понятие, которое трудно включить в каузально-детерминистскую структуру (см. причинность и детерминизм); отсюда, вероятно, амбивалентность психоанализа в отношении творчества. Данное понятие поднимает и другие проблемы, например, является ли творчество способностью, свойственной всем, – и в этом случае любой может стать креативным, если устранить торможения; или это – особый дар, и в таком случае психоанализ должен допускать исключения в своих постулатах. Относительно первой из двух точек зрения см. работу Куби «Невротическое искажение творческого процесса» (Kubie Neurotic Distortion of the Creative Process, 1958); по поводу другой – работу Филлис Гринакр «Детство художника» (Greenacre The Childhood of the Artist, 1957), в которой она утверждает, что одаренные люди с самого начала жизни другие, что они активно ищут тех, кто признал бы их отличие и их дарования, и что в случае анализа им требуется иная техника, нежели другим. См. также смысл. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|