Занятие по самопознанию в старшей группе: «Я и моя семья»
Программное содержание:
- Познакомить детей с понятием «семья».
- Закрепить знания полных имен членов семьи; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи; отвечать на казахском и русском языках.
- Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме занятия.
- Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.
- Упражнять детей в подборе прилагательных к существительному.
- Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи, желание заботится о них.
Скачать: Занятие по самопознанию в старшей группе: «Я и моя семья» (полный конспект)
Билингвальный компонент:
«Какая у тебя семья?» — «Сіңің отбасың қандай?»
Большая – үлкен Маленькая – кішкентай Дружная – тату Веселая – көңілді
Добрая – мейірбан Крепкая – мықты Здоровая – сау Трудолюбивая – еңбек сүйгіш
Заботливая –қамқорлы Хорошая – жақсы Счастливая – бақытты Өте жаксы балалар. — Очень хорошо ребята.
Дұрыс – правильно.
Ход занятия:
Здравствуйте, дорогие ребята! Я приглашаю вас встать в большой дружный круг и поприветствовать всех, кто нас окружает.
Армысың көк аспан (руки к небу) Армысың нұрлы күн (солнце) Армысың достарым (подаем руки друг другу) Армысың менің елім (руки опускаем)
Здравствуй, солнце золотое. Здравствуй, вольный ветерок. Здравствуй, маленький дубок. Мы живем в родном краю,
Я люблю свою семью.
Под музыкальное сопровождение входит грустный гном.
Гном: — Здравствуйте, ребята! Сәлематсыздарма балалар!
Воспитатель: — Здравствуй, Гномик! Сәлеметсін бе, гномик! А почему ты такой грустный?
Гном: — Я грустный, потому что я живу в лесу один, и я не знаю что такое семья. Эх, плохо мне!
Воспитатель: — Ребята, а может, пригласим гномика к нам в гости и расскажем ему, что такое семья?
Приглашают Гномика остаться у них в гостях, садятся на стульчики.
Беседа по вопросам:
- Ребята, как вы думаете, что такое семья? (это когда есть мама, папа, братья и сестры, бабушки и дедушки)
- Зачем человеку нужна семья? (чтобы помогать, друг другу в трудную минуту, чтобы было не скучно и т.д.)
Загадки о семье:
Кто всегда со всеми ладит, Шьёт, пирог готовит, гладит, Никогда не отдыхает, Ни о чём не забывает.
Поцелует, приласкает, За плохое поругает, И потом сто раз простит. (Мамочка)
Он за меня готов сразиться, С драконом огненным, большим. И если надо будет биться, С морским чудовищем самим.
Я так ценю его заботу, Я с ним как будто в ярком сне, Жаль, в понедельник на работу Пора ему, и в садик мне. (Папа)
У неё уже с утра, Очень сложная пора: Внуков в садик разбудить, Завтрак приготовить,
И прибраться не забыть, И не хмурить брови! (Бабушка)
Он такой заводной, И совсем не старый. Он гуляет со мной Утром по бульвару.
Он приходит за мной, В садик вечерами. Он такой озорной, С белыми усами. (Дедушка)
Это что за девочка? С нею я играю. Перед сном ей сказочку Я всегда читаю.
Я её на улице Зорко охраняю Я её братишка – Всем я объясняю! (Сестрёнка)
Я братом своим очень-очень горжусь И в этом всем с радостью вновь признаюсь! Знакомы с рожденья и с детства дружны, Поэтому очень друг другу нужны!
Спасибо за то, что ты добр и умён, Отзывчив, надёжен, красив и силён! Готов ты помочь и понять меня рад, Ты — самый хороший и преданный брат!
- Ребята, давайте расскажем Гному, кто живет в вашей семье. А помогут вам в этом ваши семейные фотографии.
Стенд «Наши семьи» дети по очереди выходят и рассказывают о своей семье (3-4 ребенка)
Сейчас мы с вами поиграем в игру:
«Какая у тебя семья?» — «Сінің отбасың қандай?» (игра с мячом – если воспитатель говорит по-русски, то отвечают по-русски, если по-казахски, то отвечают по-казахски)
Мячик в руки я возьму И ребятам брошу Про свою семью Он рассказать поможет.
Большая – үлкен Маленькая – кішкентай Дружная – тату Веселая – көңілді
Добрая – мейрімды Крепкая – мықты Здоровая – сау Трудолюбивая – еңбек сүйгіш
Заботливая –қамқорлы Хорошая – жақсы Счастливая – бақытты
- Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? (не обижать, не ссориться, помогать друг другу, дарить подарки, трудиться, любить друг друга.)
Игра за столами «Распредили обязанности в семье»
(На столах приготовлены карточки с разными членами семьи, дети подходят и распределят обязанности в семье) Включается спокойная музыка.
Воспитатель: В каждой семье, у каждого члена семьи есть свои обязанности, которые он всегда выполняет, тем самым помогаем всем живущим в семье. Вы сейчас подойдете к карточкам, определите кто изображен на карточке и выбираете те обязанности с какими он мог бы справиться.
Например:
отец – зарабатывает деньги, готовит пищу, делает ремонт, убирает …
мама – зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, ухаживает за детьми, гладит…
сын – убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, пылесосит…
дочь – моет и вытирает посуду, пыль, ухаживает за цветами, пылесосит…
бабушка – вяжет, стирает, помогает маме, печет пироги, гуляет с внуками…
дедушка – мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками…
Воспитатель: Уважаемый, Гном! А еще наши ребята знают пословицы и стихи о семье.
«Не нужен и клад, коли в семье лад» «Отан – отбасын баталады» «Отбасы – кіші Отан» «Согласная семья – самая счастливая»
«В недружной семье добра не бывает» Атам, әжен, әкемді... Жақсы көркем барлыгын, Көмектесу әр қашан,
Менің басты міндетім. В Казахстане мы живем. Есть у каждого свой дом, Есть работа и друзья,
Мама, папа есть и Я! (хором говорят все дети и выполняют движения) Бас бармақ – әкем, Балаң үйрек шешем, Ортаң – ағам,
Шылдыр шүмек – әпкем, Кішкентай бөбек – мен. Бір үйде біз нешеуміз? Бір үйде біз бесеуміз.
Воспитатель: — Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово – «ПОНИМАНИЕ» Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда был мир и согласие, уважение и любовь друг к другу, а также взаимопонимание. Тогда семьи будут самыми крепкими и счастливыми.
Дети встают в круг прощания, берутся за руки:
Семья – это много понятий разных, Семья – это будни, Семья – это праздник, Семья – это радость твоя и моя.
Семья – это ты! Семья – это я!
Гном: Рахмет сендерге, балалар! Ой, большое спасибо, вам ребята. Я узнал очень много о семье и о том, как хорошо иметь семью. За то, что вы были ко мне добры и внимательны, я приготовил вам сюрприз (дарит каждому ребенку картинку подкову на счастье и рецепт семейного счастья для всей семьи)
Рецепт счастливого дома!
6 чашек любви, 3 чашки дружбы, 2 чашки терпения, 1 чашка надежды,
3 чашки доброты, 2 чашки прощения, 3 чашки верности, 4 ст. ложки доверия,
5 ст. ложек уважения, 2 ст. ложки смеха
Смешайте любовь и дружбу, медленно добавьте доверие, смешайте с терпением, потом положите доброту и уважение, добавьте надежду и щедрое количество смеха, взбейте с верностью. Подавайте ежедневно, украсив прощением. Сервировать на каждого члена семьи.
Кодола Л. В. — воспитатель КГКП «Ясли – сад «Берёзка» п. Шахан Карагандинская область. Казахстан |