Методическая разработка для старшего дошкольного возраста «Бабушка – душа семьи»
Цель работы:
- Формировать у детей старших дошкольников представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Задачи:
- Поддерживать интерес и уважение к членам семьи.
- Систематизировать представления о семье, семейных и родственных отношениях.
- Закреплять умение отвечать на вопросы, правильно строить предложение.
- Закрепить знания полных имен членов семьи.
- Уточнить знания детей о профессиях взрослых, узнавать их по картинкам.
- Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к бабушке, к семье, стремление помогать, радовать.
Актуальность:
Семья! Что может быть теплее, роднее, ближе для малыша! Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье. Семья — это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается в жизни и частью которого является. Считается, что ребёнок, живя в семье, знакомится с ней как с явлением в повседневной жизни. Ведь основные вопросы, связанные с институтом семьи и её ценностями, как правило, лежат на поверхности и вполне доступны детскому пониманию (к сожалению, не все взрослые успевают или хотят задуматься над этой проблемой и сделать правильные выводы). Тем более, знания приобретённые в детстве, в дальнейшей жизни, возможно, станут полезной привычкой и позволят задуматься над семейными проблемами не вообще, а в практическом значении.
Предварительная работа:
- рисование портретов бабушек;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание семейных фотографий.
Материал и оборудование:
- картинки с профессиями взрослых,
- рисунки детей (портреты бабушек),
- обручи (красный, жёлтый, синий),
- геометрические фигуры,
- схемы.
Содержание:
- Ребята, вы слышали выражение «Я счастливый человек»? Что оно означает? Кто может сказать, что он счастливый человек? Почему? (ответы детей).
- Есть в доме любом семейный альбом
Как в зеркале мы отражаемся в нем
Пускай, не всегда мы красивы,
Зато эти фото правдивы.
- Вчера мы рассматривали альбом с фотографиями ваших близких, любимых людей. Это мамы, папы, сестренки и братишки. А сейчас послушайте стихотворение и скажите про кого оно.
Очень бабушку свою, Маму мамину люблю, У нее морщинок много- И на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать, А потом поцеловать. (ответы детей)
- Дорогие ребята! Бабушка – это мама вашей мамы или папы. Поэтому у каждого из вас две родные бабушки – матери мамы и папы. Бабушку в народе называют душой семьи! Она всех любит, обо всех думает, о каждом заботиться. Одна из бабушек, может быть, живет вместе с вами, в вашей семье, другая – в другом месте. Но обе бабушки, как и дедушки, — старшие, самые главные, самые уважаемые члены семьи! Обе бабушки любят своих внуков и гордятся их успехами. Бабушка помогает маме вести хозяйство, следить за порядком в доме.
- У кого в семье живут бабушки? (ответы детей)
- А как ваших бабушек зовут? (ответы детей).
- Скажите, а бабушки заботятся о вас? А как они заботятся? (ответы детей)
- Правильно, она и вкусно накормит и пожалеет и приласкает, и теплые носочки свяжет, и добрым делом поможет, и в трудную минуту поддержит. Многие бабушки балуют внуков больше, чем родители детей. Покупают сладости, игрушки. Народ даже такую пословицу сложил: «Люблю своих детей, но внуки милей», но им как никому другому нужна ваша забота и внимание.
- А вы помогаете своим бабушкам? Как вы им помогаете? (ответы детей)
- Правильно, надо прибирать за собой игрушки, поливать комнатные растения, ухаживать за домашними животными, вытирать пыль, мыть и убирать посуду. Это ведь совсем не сложно. Зато сколько радости принесет бабушке такая помощь! Она поймет, что вы ее любите и заботитесь о ней.
Игра «Разложи продукты»
- Представьте себе, бабушка пришла из магазина и принесла продукты, давайте поможем ей разложить продукты по полкам в холодильнике. Полки в холодильнике – это наши обручи, а продукты – геометрические фигуры. Посмотрите на схемы: в красный обруч — положите все круги, в желтый обруч – треугольники, в синий – прямоугольники. (Дети выполняют задания)
- Умнички! Вы — замечательные помощники своим бабушкам! А сейчас мы разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Наши бабушки»
Много бабушек на свете, (разводят руки в стороны)
Всех их любят очень дети. (крепко охватывают себя за плечи)
Журналист, инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель. (поочередно сгибают пальчики)
Бабушки разные нужны, (сжимают обе ладошки в замочек)
Бабушки разные важны! (разводят руки, поднимая ладошками вверх)
- Ребята, а вы знаете какая была профессия ваших бабушек, до того как они вышли на пенсию? (ответы детей)
Физкультминутка.
Кто обед готовит, шьёт? (дети шагают на месте) Кто нам песенку поёт? (наклоны влево и вправо) Кто целует нас, ласкает? (повороты влево и вправо?) А за шалости ругает? (дети грозят указательными пальчиками левой и правой руки)
Кто печёт пирог с вареньем? (дети шагают на месте) Рано утром в воскресенье? (дети поднимаются на носочках, руки вверху) Кто подарки нам вручает? (дети хлопают ладонями влево) Это бабушка! Каждый знает! (дети хлопают ладонями вправо)
- Бабушка знает много песен, игр, считалок, загадок, сказок и историй. Она с удовольствием рассказывает их внучатам. Она любит пошутить, что у нее есть «волшебный сундучок». Послушайте стихотворение:
Посмотри, малыш, внучок, Вот «волшебный сундучок»! К сундучку есть ключик, Золотой, как лучик. В сундучке есть сказки, шутки, Есть загадки, прибаутки. Сундучок сейчас откроем — Поиграем мы с тобою!
Дидактическая игра «Сундук моей бабушки»
Начинаем так: "В сундуке моей бабушки я нашла..." и добавляется любое слово, например, "куклу". Второй игрок должен повторить все это и добавить свое слово "В сундуке моей бабушки я нашла куклу и... пирожок". И так далее, выстраивая длинную цепочку. Кто первый забудет нужное слово или перепутает их порядок проиграл. (Для детей постарше вариант посложнее — добавлять не слово, а целое предложение, например "В сундуке моей бабушки я нашла синий шерстяной свитер с большими карманами".)
- Наше занятие подошло к концу. В заключении я хочу вам подарить вот эти сердечки, но подарить не просто так. Я хочу, что бы вы сейчас сказали по одному сердечному слову о своей бабушке. А начнем так:
- Я люблю свою бабушку, потому что она… (каждый ребенок отвечает и получает сердечко).
Список использованной литературы:
- Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 80с.
- Шорыгина Т.А. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 96 с. – (Детям о самом важном).
- Коскова Н.В. Ваш умный ребенок. Развивающие игры и упражнения для детей. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 463с.
|