Развитие (development) Психоанализ утверждает, что поведение человека можно рассматривать в его развитии, т.е. интерпретировать поведение взрослого как усложнение, или эволюцию, инфантильного поведения, и что его «высшие» формы можно понимать как усложнение примитивных влечений и паттернов поведения. Процесс развития в целом можно рассматривать как результат двух факторов: эволюции врожденных процессов развития и влияния опыта на эти процессы. Травматическим является опыт, который нарушает или искажает развитие; точки фиксации обусловливают торможение развития. Не существует подходящих терминов для обозначения опыта, ускоряющего развитие (т.е. продуцирующего раннее развитие), как и для обозначения негативного опыта (стимульная депривация), ведущего к остановке развития. Поскольку классическая аналитическая теория связана с идеей деления психики на Эго и Ид, она вынуждена постулировать параллельные формы развития: развитие Эго и развитие либидо. Первое заключается в приобретении функций Эго, увеличивающих его автономность, а второе – в превращении прегенитальных сексуальных и агрессивных влечений (см. секс и агрессия) во взрослые сексуальные и сублимированные виды деятельности (см. сублимация).